Кризис финансирования музеев

Как привлечь рекордную аудиторию и толком ничего не заработать.

Посещаемость музеев по всему миру растет с каждым годом: только в США музеи посещает 850 миллионов человек в год, вдвое больше, чем все парки развлечений и большие спортивные события вместе взятые. Один только легендарный Нью-Йоркский Метрополитен-музей открыл свои двери в 2015 году для более чем 6,5 миллионов посетителей. Однако рекордная посещаемость не конвертируется в рекордную прибыль для музеев: тот же Метрополитен-музей был вынужден уволить более 100 сотрудников в 2016 году, чтобы компенсировать дефицит бюджета в $10 миллионов. Профессор экономики из Auburn University Роберт Экелунд выясняет для The Conversation почему музеи не получают заслуженных финансовых лавров.

Пока Метрополитен-музей, первый по популярности музей в США, страдает от финансовых невзгод, серебряный призер — Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) — практически купается в роскоши. Несмотря на то что MoMA в 2015 году посетило вдвое меньше людей, чем Метрополитен-музей, о долгах тут не слышали уже много лет, а наоборот совсем недавно заказали реновацию и расширение музея на $100 миллионов. Экелунд считает, что это различие показывает глубокий кризис финансирования музеев по всему миру.

Гонка за шедеврами

Корень проблемы по мнению Экелунда кроется в том, что крупнейшие музеи сегодня вынуждены конкурировать между собой за посетителей и произведения искусства, которые смогут привлечь наибольшую толпу. Метрополитен-музею удалось собрать одну из величайших коллекций искусства в мире, в которой в равной степени представлены выдающиеся художники всех стран и исторических периодов. Однако музей всегда отставал от конкурентов в сфере современного искусства, и не рисковал приобретать работы ныне живущих художников, которые лишь недавно обрели популярность в богемных кругах.

MoMA, напротив, сразу задался целью собрать наиболее репрезентативную коллекцию современного искусства, и экономические показатели демонстрируют, что эта ставка оправдалась. Сегодняшние посетители музеев все чаще отдают предпочтение современному искусству и готовы платить больше, чтобы увидеть его. Таким образом, Метрополитен-музей должен вступать в гонку за современными шедеврами с большим отставанием и покупать картины модных художников, спрос на которые растет с каждой минутой, в разы дороже, отмечает Экелунд.

Закрытый мир для миллиардеров

Взрывной рост спроса на современное искусство привел к резкому увеличению количества аукционов, ярмарок искусства и галерей, продающих работы модных авторов. Одни только картины современного мастера Герхарда Рихтера принесли в последние годы рекордную прибыль в $1.2 миллиарда. Не отстают и цены на шедевры других гениев 20 века: произведения Жан-Мишеля Баския, Джеффа Кунса и Кристофера Вула уходили с молотка за суммы от $23 до $33 миллионов.

По оценке Экелунда, покупкой современного искусства в основном занимаются миллиардеры, которых в мире насчитывается около 1800 человек. Великие произведения 20 века сегодня все чаще хранятся в закрытых коллекциях, тщательно защищенных хранилищах и приватных маленьких музеях для близких друзей. Музеи открытые для публики просто не могут конкурировать с миллиардерами за ключевые произведения искусства, которые могли бы привлечь к ним большую аудиторию.

Демография наносит ответный удар

Безработица, ранний выход на пенсию и старение населения также нанесли удар по карманам крупнейших музеев, считает Экелунд. Благодаря этим демографическим сдвигам количество посетителей музеев резко возросло, однако новоиспеченные любители искусства не привели за собой новых финансовых вливаний. Как отмечает Экелунд, в теории, государство, меценаты и компании-инвесторы должны спонсировать музеи, чтобы они оставались доступными для широкой публики. Однако в периоды экономического спада такие спонсорские проекты начинают исчезать на глазах, а безработные, пенсионеры и люди, которым не хватает средств на более дорогие развлечение, вновь открывают для себя искусство. Для музеев это означает увеличение трат на логистику, обслуживание и ремонт, за которые они должны платить из своего кармана, заключает Экелунд.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.