Крымский плод сладок?

Вернутся ли западные компании в Крым.

На Южном берегу Крыма переработкой мусора несмотря на санкции занимается французская компания Veolia. Об этом в интервью ИА "КрымИнформ" сказал министр ЖКХ полуострова Сергей Карпов. iBusiness.ru решил разобраться, почему Veolia не испугалась санкций, и последуют ли за ней другие.

Полуостров невезения

Практически сразу после того, как Россия объявила Крым своим, полуостров оказался в изоляции со стороны Европы и США. Совет Европы в первой половине 2014 запретил импорт товаров из региона и инвестиции в него, а президент Барак Обама 19 декабря 2014 года подписал указ о запрете американским компаниям прямо или косвенно оказывать услуги на территории Крыма. Впрочем ещё до этого в Крыму закрылись Макдоналдсы, а в 2015 Apple отключил там доступ к App Store. Кроме того, сервис потокового вещания NetFlix заблокировал свои услуги для жителей полуострова (В стоп-листе NetFlix'a компанию Крыму составляют только Северная Корея, Сирия и Китай).

Награда за верность

Но не все компании решились так резко распрощаться с доходом от крымских покупателей. На полуострове, например, остался французский ритейлер "Ашан". Магазины просто были переданы из-под юрисдикции "Ашан Украина" компании "Ашан Россия". Впрочем, летом 2015 года у французской компании был прекрасный повод пожалеть о своём решении. Массовые проверки, обнаружившие в крымских "Ашанах" множество нарушений (даже ДНК конины в свином фарше), едва не привели к закрытию магазинов.  

Союзники в Ялте

В конце августа в Крыму прошел III Ялтинский международный экономический форум. По официальным данным в нём приняло участие 70 иностранных компаний из 25 стран. Но самым интересным стали высказывания на форуме главы Крыма Сергея Аксёнова. Он заявил, что для европейского бизнеса существует масса способов обойти санкционный режим и работать в Крыму. В частности, он рассказал, что многие европейские компании регистрируются на материковой части России, а потом заходят в Крым под российским брендом. Впрочем, тогда словам Аксёнова поверили не все. 

Взгляд с той стороны

И даже сейчас, когда присутствие западных компаний подтвердилось относительно официально, оптимизм по этому поводу разделяют не все.

Если какая-нибудь немецкая компания попытается даже косвенно что-либо инвестировать в Крым, немецкое правительство сделает всё, чтобы этого не позволить. Но во Франции сейчас всё меняется. Первые две палаты французского парламента проголосовали за отмену санкций, французские депутаты и политики ездят в Крым. Именно во Франции сейчас появилась возможность вести бизнес на полуострове. И это пока единичный случай.

Экономически инвестировать в Крым как в часть России довольно привлекательно. Тем более, что иностранцев там будут встречать с распростертыми объятиями, особенно первопроходцев. Главный минус в том, что, уверен, санкции будут действовать ещё очень долго. Запад, по крайней мере в  сегодняшнем состоянии, не простит России Крыма. Так что, думаю, что количество европейских компаний, появляющихся в Крыму будет расти. Тема Украины уходит на задний план, у Европы появляются совсем другие проблемы, в том числе экономические. И бизнес будет искать возможности. Многое зависит от того, как будет вести себя российская экономика.

Также эксперты отмечают, что о потеплении отношений со всем Западом пока говорить рано. Речь в первую очередь о Франции, где действительно есть движение навстречу России. 

Крым – это не золотое дно. Не у всех получится там заработать. Тем более Европа большая, а Крым маленький. Например, в туризм сейчас можно вложиться только с надеждой потом оказаться первым. И это максимум 1-2 точечные инвестиции из-за рубежа. Остальные придут только когда будет отстроена инфраструктура и появится законодательная база. 

Если можно заработать, компании придут куда угодно. США вводил санкции против Китая, и ни одна американская компания оттуда не вышла. Но Крым не Китай. Здесь ажиотажа не будет. Но кто-то точно придет. И чем хуже будет в Европе, тем больше придет. Уже сейчас европейские компании ищут места за пределами Европы, куда можно вложиться.

И если французская компания решилась работать в Крыму, значит она может там заработать. Они же не благотворительностью занимаются. Это главное. К тому же, даже французские депутаты ездят в Крым и признают его российским. Чего после этого бояться компаниям? Депутатам то переизбираться ещё надо, и они всегда об этом думают. Так что, если они себе такое позволяют, значит, считают, что никаких проблем и репутационных потерь это не принесет.


Крым для всех

Французская компания Veolia судя по всему продолжит работу на полуострове без каких-то последствий. Возможно, появятся и другие европейские компании, следующие её примеру. Но само по себе это не увеличивает инвестиционную привлекательность Крыма. Дело не в наличии санкции и том, как они работают или не работают. Внутренние проблемы региона слишком велики, и именно от их решения зависит, вернутся ли в Крым западные компании по-настоящему.

Николай Ковпинец

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.