Что не так с российскими платными дорогами.

Северо-Восточная хорда, одна из крупнейших московских автотрасс, может стать полностью платной, сообщают "Ведомости". Это при том, что инвестор, который будет взимать плату, участвовал в строительстве только некоторых её участков. А к 2020 году протяженность платных дорог планируется увеличить в 4 раза до 2000 километров. При этом загруженность большинства уже построенных платных дорог не доходит до запланированного уровня. iBusiness.ru решил узнать, в чем причина такого положения дел, и чем российские платные дороги отличаются от зарубежных.

Деньги на кочку 

Для России платные дороги - история относительно новая и ещё пока не совсем привычная. В советском прошлом о таком, естественно, и думать не могли, а в современной России первая платная дорога появилась только в 1998. Но по-настоящему развернулась эта история только в 2010-х. Сейчас у нас уже есть платные участки на трассах М-1 "Беларусь", М-4 "Дон", М-11 "Москва - Санкт-Петербург", Западный скоростной диаметр в Петербурге и четыре платных участка дорог в Псковской области. 

Активно строятся новые участки и обсуждаются новые проекты. Существенным толчком к развитию платных дорог стали вступившие в силу 1 мая 2015 года изменения в федеральный закон "О концессионных соглашениях". Согласно этим изменениям инвесторы теперь могут сами выступать с предложениями о строительстве платных дорог. Кроме того, тарифы на участках дорог, построенных с привлечением сторонних инвесторов, не зависят от решения федеральных и местных властей, а устанавливаются концессионным соглашением и определяются исходя из того, что инвестору нужно вернуть вложенные деньги и получить прибыль. Соответственно, тарифы будут напрямую зависеть от того, сколько было потрачено на строительство дороги

Самые платные дороги в мире

И тут мы переходим к самому интересному, тарифам. В России самые дорогие платные дороги в Европе (и это при том, что пользователи этих дорог к ним ещё не приучены). Отрыв в высшей точке почти двукратный. У нас максимальный тариф (участок трассы М-11 до Шереметьево) составляет 25 рублей за километр, в Европе потолок тарифов в пересчёте на наши деньги примерно 12 рублей. Кроме того, на Западе распространены абонементы на какой-то отрезок времени (до года), с которым вы можете сколько угодно ездить по любым платным дорогам страны. В России же ничего подобного пока нет, правда, и дорог платных не много. 

Защитники высоких тарифов (обычно, сами строители) приводят в качестве аргументов высокую стоимость строительства дорог (что, по-хорошему, вина, а не беда) и то, что повышать тариф можно только раз в год и то, на сумму инфляции, а понижать хоть каждый день, вот его по верхней планке и ставят. Но пока единственный известный прецедент снижения тарифов состоялся после личного вмешательства президента России Владимира Путина, раскритиковавшего высокую стоимость проезда по М-11.

Нижняя планка

Впрочем, есть в России и относительно бюджетные платные дороги. Например, путешествие по некоторым участкам трассы М-4 "Дон" обойдется легковому автомобилю менее чем в 2 рубля за километр. Но эти тарифы устанавливались государством. В 2009 году, когда всё только начиналось, стоимость проезда 1 километра по трассе "Дон" вовсе составляла 1 рубль. 

Но, если сравнивать это с платными дорогами, например, в соседней Белоруссии (где их протяженность, к слову, в 3 раза больше - 1500 километров), то там проезд транспорта до 3,5 тонн по любой платной дороге будет стоить 4 евроцента (около 3 рублей). И это только если автомобиль зарегистрирован вне Евразийского экономического союза. То есть легковые авто из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии (и добавленных специальным указом президента Белоруссии Александра Лукашенко Донецкой и Луганской областей Украины) за проезд по платной дороге платить не должны вообще.

Проинвестируй это

При том, что количество платных дорог растет, и дорога для инвесторов более или менее открыта, никакой особой конкуренции в этой отрасли не видится. В конечном итоге через дочерние компании всё сводится к нескольким компаниям. Главными игроками здесь являются компания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), экс-актив Юрия Ковальчука - крупнейшая управляющая компания России "Лидер" и "Мостотрест", до недавнего времени принадлежавший Аркадию Ротенбергу. Ожидать, что наращивание количества платных дорог будет осуществляться за счёт привлечения принципиально новых концессионеров, стоит вряд ли. 

Николай Ковпинец

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.