Садитесь, пожалуйста!

Зачем столице ещё один аэропорт.

Новый подмосковный аэропорт Жуковский принял первый рейс. Самолет из Минска компании "Белавиа" сел в аэропорту с опозданием в 40 минут. И пока рейсы между Белоруссией и Подмосковьем единственные, которые будет принимать и отправлять Жуковский. Это при том, что открыт он был ещё 30 мая.

Терминал аэропорта уже готов принять до 4 миллионов пассажиров, при этом, по оценкам экспертов, из-за пересечения воздушных зон с другим подмосковным аэропортом Домодедово, пропускная способность Жуковского в год будет только 1 миллион.

Кроме того, новый аэропорт станет уже четвертым в Подмосковье, а суммарный пассажиропоток трех других (Шереметьево, Домодедово и Внуково) - 75 миллионов пассажиров в год. iBusiness.ru решил посмотреть, зачем Москве нужен новый аэропорт, и как дела у некоторых старых.

Новая надежда

Несмотря на то, что пока Жуковский только готовится бороться за свой кусок неба над столицей, ему уже есть чем похвастаться. На его территории расположена самая длинная в Европе и третья в мире по длине взлётно-посадочная полоса (5,4 километра). А сам аэродром хорошо известен не только местным жителям, но и людям, интересующимся авиацией, по всему миру. По нечетным годам там проходит Международный авиационно-космический салон, а по четным - международный форум "Технологии в машиностроении".

До того, как принять пассажирские авиаперевозки аэродром использовался как площадка для экспериментальной авиации. И отказываться от этого направления руководство аэропорта не собирается. Более того, появление гражданского сектора планируется использовать для привлечения дополнительных инвестиций именно к экспериментальной авиации. При этом более половины дохода, по планам, аэропорт должен получать не от прямых аэропортовых видов деятельности.

Сейчас введена в эксплуатацию первая линия аэропорта, позволяющая обслуживать до 4 миллионов пассажиров. К 2019 планируется ввести вторую, что увеличит потенциальный пассажиропоток до 10,8 миллионов.  

Битва за лидерство

В Подмосковье есть сразу два аэропорта, которые борются за звание главных воздушных ворот столицы, это Шереметьево (АО "МАШ") и Домодедово (Группа Ист Лайн). Оба аэропорта стабильно обслуживают более 30 миллионов. Но постоянного лидера выявить им пока не удается. В 2014 году на первом месте был Домодедово с 33 миллионами пассажиров, а в 2015, потеряв 7%, он уступил первенство Шереметьево.

Шереметьево, входящий в 20 крупнейших аэропортов Европы и являющийся портом приписки "Аэрофлота" сегодня, пожалуй, более известен. В 2013 году он даже получил звание "Лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания пассажиров". Но Домодедово есть чем ответить. Уступая по размеру, Домодедово на первом месте по количеству обслуживаемых авиакомпаний, и является первым в России, прошедшим сертификацию по международному стандарту качества ISO 9001:2000. А последние трудности Домодедово связаны, в основном, с личными проблемами его владельца Дмитрия Каменщика.

Жизнь на госзаказах

Третий подмосковный аэропорт - Внуково, хотя и отстает по размерам, имеет вполне понятную нишу. Именно отсюда летают первые лица нашего государства и сюда прилетают лидеры зарубежных стран. Также отсюда летает правительство Москвы, Роскосмос, а ещё во Внуково базируется уже ставший одиозным лоукостер "Победа"

Жертва модернизации

Открытие аэропорта Жуковский, возможно, стоила "жизни" другому подмосковному аэропорту - Быково. Находился он, кстати, совсем рядом с новым аэропортом. И хотя был Быково куда скромнее, принимая лишь небольшое количество рейсов на не самых тяжелых самолетах, до 2010 года (когда его закрыли) это был старейший действующий гражданский аэропорт рядом с Москвой (построен он был ещё в 1933). Собственно, в 2011 году власти Московской области должны были начать его реконструкцию и модернизацию, но, вероятно, в связи с появлением Жуковского, эти планы забросили. Сейчас на месте снесенного здания аэропорта Быково складские помещения.

А всё-таки зачем?

Несмотря на то, что аэропорт Жуковский имеет множество положительных сторон, не совсем понятно, за счет чего он планирует конкурировать с соседями. Острой нужды в ещё одних "воздушных воротах столицы" нет. А какие-то специфические функции уже распределены между другими аэропортами, в том числе принадлежащими Министерству обороны Остафьево и Чкаловским.