Золотой диплом: как университеты способствуют росту экономики

Университеты приносят огромную экономическую пользу своим регионам и всей в стране в целом.

Университетская система образования помогла европейцам успешно передавать знания и обогащать их из поколения в поколения. Однако новейшее исследование Лондонской школы экономики и политических наук показало, что помимо этого университеты также значительно способствовали экономическому развитию регионов, в которых они находились. The Conversation побеседовал с автором исследования Анной Валеро и узнал, какую пользу университеты приносят экономике.

Для исследования Валеро и ее коллега Джон ван Реенен использовали базу данных UNESCO, которая содержит информацию о 15 тысячах университетов в 78 странах мира. Ученые обратили внимание на то, как университеты влияли на экономический рост регионов, в которых они работали, с 1950 по 2010 год. Как объясняют авторы исследования, в 1950 университеты начали переживать настоящий бум: по сравнению с началом века число студентов в них увеличилось в 20 раз.

В первую очередь университеты способствовали экономическому росту благодаря значительному улучшению качества человеческого капитала. Специалисты с высшим образованием оплачиваются намного лучше, чем простые работники, и традиционно приводят к оздоровлению экономики: исследования неоднократно показывали, что улучшение качества человеческого капитала приводит к росту регионального ВВП.

Впрочем, на этом роль университетов в экономике далеко не заканчивается. Регионы, в которых находятся университеты, часто становятся центрами инноваций и бизнеса, который радикально меняет сложившуюся картину экономики. За примером далеко ходить не нужно: в формировании Кремниевой долины решающую роль сыграли выпускники, а зачастую и студенты соседнего Стэнфордского университета. Сегодня одна из крупнейших экономических зон мира.

Помимо этого формирование успешных университетов обычно способствует улучшению всей окружающей местной инфраструктуры: от демократических институтов до малого бизнеса, который обслуживает нужды растущего контингента студентов. Университеты традиционно становятся одними из главных покупателей товаров, которые производит регион, в котором они находятся.





Анализ Лондонской школы экономики показал, что в США удвоение числа университетов в регионе приводит к росту регионального ВВП на 4% в год. Соседние с университетом регионы тоже не остаются в накладе: в среднем рост доходов по стране вырастает на 0,5% после удвоение количества университетов.

По расчетам Валеро и ее коллеги, в Великобритании добавление одного университета в каждом из 10 регионов страны приводило к увеличению национального дохода на 0,7%. По подсчетам на 2010 год это составляло около £11,3 фунтов, что намного меньше, чем стоимость содержания этих 10 университетов (если сравнивать с текущей стоимостью, около £1,6 миллиарда).

Авторы исследования подчеркивают, что экономические преимущества от роста университетов объясняются далеко не только тем, что они привлекают новых людей в регион, которые, в свою очередь, увеличивают объемы экономической активности. Анализ данных показывает, что университеты улучшают не столько количество, сколько качество экономической активности. К примеру, квалифицированные профессионалы, которые выпускаются из университетов, приводят к повышению эффективности работы компаний, в который они устраиваются. А научные работы университетов и их лаборатории порождают бум инноваций, который в информационном обществе напрямую ведет к обогащению.

“Польза от университетов для экономики в большинстве случаев значительно превышает их стоимость”, - объясняет Валеро. “Если будущие университеты будут столь же качественными, как те, которые мы охватили в исследовании, то каждый регион может выиграть от увеличения активности в этом секторе экономики”, - заключает она.