6 признаков того, что вы живете в предпринимательском обществе

Мечтать не вредно.

“Предпринимательство не может существовать без опоры на общество и теорию экономики”, - писал в своей знаменитой книге “Бизнес и инновации” экономист Питер Друкер. Он был убежден, что общество, которое благоприятно относится к предпринимателям, подталкивает их к инновациям и поощряет новые продукты и услуги своей поддержкой. Исследователь Clayton Christensen Center for Disruptive Innovation и выпускник гарвардского MBA Эфоса Оджомо рассказал Harvard Business Review о шести признаках общества, которое благоволит предпринимателям.

1. Инновации создают новые нормативы, а не наоборот

В сообществах победившего предпринимательства бизнесмены, ученые и инженеры разрабатывают инновации, которые в свою очередь вынуждают законодателей и регуляционные агентства “догонять” их. Отличный пример этого — деятельность Кремниевой долины. Инноваторы здесь создают решения для критических проблем общества и только какое-то время спустя государство нормализует применение и дальнейшее развитие этих инноваций. В обществах, где органы контроля опережают инноваторов, предпринимателям значительно труднее работать и создавать революционные товары и услуги.

2. Предприниматели и инноваторы справедливо вознаграждаются обществом за свои прорывы

В предпринимательских обществах, бизнесмены и разработчики новых идей становятся популярными фигурами и получают прибыль как минимум наравне с более традиционными представителями высших классов. Люди хотят подражать им, им посвящаются произведения искусства, а их работа признается одной из важнейших вещей в обществе. В обществе, которое пока не готово принять инновационных предпринимателей, эту нишу заполняют политики, чиновники и социальные деятели. Их статус не всегда искренне поддерживается населением, но они пожинают все его плоды независимо от этого. Такое общество зависит от милости своих государственных представителей, а не от прорывов в частной сфере.

3. Правительство зависит от находчивости предпринимателей

Способность общества регулярно разрабатывать инновации, которые позволяют решать его центральные проблемы — один из главных залогов долгосрочного развития и процветания. Правительство, которое понимает это, также знает, что оно должно управлять экономикой таким образом, чтобы создавать максимум возможностей для подобных инноваций. В государствах, где таких возможностей для предпринимателей не наблюдается, общество в основном зависит от торговли природными ресурсами и сдачей территорий и благ в аренду. Предприниматели в таких обществах зависят от цен на товары, установленные мировыми рынками, на которые они практически никак не могут повлиять.

4. Инновации привлекаются в общественную сферу естественно, а не назначаются сверху

В некоторых обществах инновации необходимо навязывать населению, которое в силу тех или иных обстоятельств отстает в развитии. Однако зачастую получается так, что эти инновации так и не становятся естественной частью общества: они плохо работают, а значительная часть населения не понимает, как пользоваться ими и для чего они нужны. В предпринимательских обществах нужные и актуальные для общества инновации отбираются естественным путем, они становятся популярны тогда, когда они помогают справиться с задачами, для которых большое количество людей ищет решение. Еще 10 лет назад мобильные телефоны были доступны лишь состоятельным людям, но огромная работа, которую проделали в этой сфере инноваторы и предприниматели, гарантировала, что теперь даже бедное население в Индии, Африке и Китае может пользоваться футуристическими мобильными технологиями.

5. В обществе появляется больше разнообразных возможностей для работы

В предпринимательском обществе работы больше не сводится к строгим 8 часам в день на четко очерченной должности. Разработка инновационных продуктов приводит к резкому взлету фрилансерской, нелинейной, самостоятельной и проектной работы и возникновению возможностей для более мелкого предпринимательства. Отличный пример этого — водители Uber и Lyft, которые сами смогли стать малыми бизнесменами благодаря крупным инновациям, которые привнесли с собой эти компании. Люди в таких обществах также значительно реже подолгу работают на одну и ту же компанию: они всегда ищут возможности развития своей карьеры, новые перспективы и интересные проекты.

6. Общество процветает или стремительно движется к процветанию

Самый простой и очевидный признак предпринимательского общества заключается в том, что оно в целом ощущает себя намного благополучнее. Процветание отличается от чистого экономического роста, так как зачастую экономика стран растет в то время как большая часть населения не чувствует от этого никаких изменений. Инновации в предпринимательском обществе позволяют создавать более равные возможности для роста и развития среди всех людей, а не только когорты избранных.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.