Золото за сопротивление

Золото сегодня приносит колумбийским повстанцам и преступникам больше прибыли, чем кокаин.

Глубоко в колумбийских джунглях работают тысячи нелегальных операций, которыми часто руководят военные группировки или наркоторговцы. Впрочем, продают они вовсе не кокаин, а золото, которое впоследствии попадает во вполне себе цивилизованные смартфоны и автомобили по всему миру. Недавно правительство Колумбии попыталось заключить мирный договор с группировкой повстанцев FARC, с которой оно воюет уже больше 50 лет. Однако граждане Колумбии в рамках референдума отвергли условия сделки. Bloomberg разбирается, как западному миру в очередной раз удалось найти золотую жилу в кровавом конфликте.

Нелегальные золотые шахты находятся далеко от центральных городов Колумбии. Рабочие здесь трудятся в рабских условиях, чтобы как можно быстрее опустошить свежий источник драгоценного металла, а золото затем переправляется на небольших кораблях и самолетах в городские плавильни. Здесь его начинают раскупать более крупные компании, у которых есть официальные лицензии и контакты с западными бизнесменами. После того как они “отмывают” колумбийское золото от нелицеприятного происхождения, его раскупают все американские корпорации от мала до велика.

И хотя такие компании как General Motors и Apple проводят регулярные аудиты, чтобы удостовериться в том, что их партнеры продают им легальное золото, эксперты уверены, что золото от колумбийских “пиратов” все равно легко просачивается в систему. “Нереалистично ожидать от этих компаний, что они будут отслеживать каждую унцию вплоть до шахты, из которой она происходит”, - объясняет Тайлер Гиллард, юридический советник Organization for Economic Cooperation and Development. Проблема заключается в том, что компании имеют дело с легальными колумбийскими бизнесами, у которых есть все необходимые бумаги. “Когда вы покупаете золото в стране с высоким риском конфликтности его происхождения, вам недостаточно просто проверить сертификаты бизнеса, с которым вы сотрудничаете, а многие международные компании ограничиваются только этим”, - заключает Гиллард.

Со схожей проблемой корпорации сталкивались в Африке, и со временем им удалось значительно снизить объемы преступной добычи ресурсов. А вот в Латинской Америке, включая Колумбию, Перу и Венесуэлу, пиратская добыча золота продолжает цвести. По подсчетам Горной ассоциации Колумбии 85% из 59 тонн золото, которые каждый год производит Колумбия, были добыты операциями, не имеющими государственной лицензии и разрешений на работу.

И хотя FARC, крупнейшая группа повстанцев в Колумбии, готова пойти на мирное соглашение с государством, в джунглях по-прежнему остается множество борцов за независимость, которые не прочь финансировать свои операции добычей золота. По данным колумбийское полиции, прибыли от продажи нелегального золота в стране сегодня превышают прибыли от продаж кокаина, который исторически был главным источником дохода для колумбийских преступников и повстанцев. Расследование ООН в Колумбии выявило, что отсутствие государственного разрешения — далеко не единственное преступление, которое происходит вокруг пиратских шахт. Детский труд, проституция, полное разрушение окружающей среды неотступно следуют за золотодобытчиками везде, где они находят новые золотые жилы. Сражения за источники золота между вооруженными формированиями вынудили к переселению сотни тысяч людей, а недобросовестные методы добычи на годы испортили реки для всех, кто рискнул остаться.

Asahi Refining и Metalor Technologies — две крупнейшие американские компании, которые покупают золото в Колумбии для дальнейшей обработки. Обе компании утверждают, что они прикладывают все усилия к тому, чтобы покупать только легальное золото, однако по данным колумбийского правительства, каждая компания в прошлом году купила в стране больше золота, чем вся Колумбия легально произвела за год.

Дилемма для конечных пользователей золота заключается в том, что когда оно достигает Соединенных Штатов, отследить его происхождение до нелегальных шахт практически невозможно. Нелегальное золото незаметно смешивается в масштабной цепи поставок с легальным и попадает на производство повседневных предметов техники, автомобилей и сотен других товаров.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.