Индекс индекса

6 неофициальных индексов, по которым определяются те или иные экономические показатели страны.

Экономическое состояние государства можно определить не только по сложным и нужным аналитическим отчетам. По крайней мере, в этом уверены те, кто пользуется многочисленными неофициальными индексами, базирующимися, как правило, на простых и понятных околоэкономических показателях. Мы решили собрать для вас самые интересные из них.


Индекс "кофе с молоком"

И для начала отечественный индекс потребительской активности, который высчитывается на основании того, как активно россияне приобретают следующие четыре товара: кофе, молоко, шоколад и бутилированная вода, а также как меняются цены на них. Эти продукты выбраны не случайно. Не являясь товарами первого потребления, они становятся популярнее  у покупателей тогда,  когда те становятся более спокойными за  своё финансовое благополучие.

Ещё одной особенностью индекса является то, что  он весьма незначительно отличается у людей с разным доходом, а также не сильно варьируется в зависимости от того, где исследование проводится территориально. Так что этот неофициальный индекс можно использовать не просто для того, чтобы определить, как живет та или иная социальная группа, но и чтобы посмотреть, насколько оптимистично россияне настроены относительно своего будущего в целом. Индекс ежемесячно публикует исследовательская компания "Ромир". 

Индекс "Биг-Мака"

Пожалуй, самый  известный  из  неофициальных индексов. Его с 1986 года подсчитывает журнал The Economist. С его  помощью определяют паритет покупательной способности. Эта самая покупательная способность в данном случае сравнивается не по корзине товаров, а по одному конкретному гамбургеру, который продается в ресторанах  McDonalds по всему миру. Проще говоря, смысл индекса в сравнении переведенной в доллары цены на "Биг-Мак" в разных странах.

Оценка делается именно по "Биг-Маку" по двум основным причинам. Во-первых, этот продукт идентичен во всех странах, где он производится. Во-вторых, для его производства требуется множество товаров, таких как хлеб, мясо, салат и огурцы, так что по нему можно получить неплохой срез товаров народного потребления. 

Индекс KFC

Ещё один индекс, направленный на определение паритета покупательной способности. В принципе, работает он так же как и индекс "Биг-Мака", а отличие здесь не в том, как он работает, а в географии его применения. Этот индекс применяется для Африки, где McDonalds не так распространен, зато в большинстве стран есть KFC. Впрочем, этот индекс также применяется в США, Испании, Франции и Великобритании. 

Индекс рождественских цен

Этот индекс, разработанный банком PNC, определяет изменение цен на товары по стоимости корзины, включающей в себя 12 подарков из английской народной песни "12 дней рождества". Как можно догадаться, индекс не вполне серьёзный, так как среди этих подарков, например, куропатки, дрозды, кольца и даже волынщики с барабанщиками. Впрочем, это не мешает банку ежегодно к рождеству публиковать совокупную стоимость всех этих подарков исходя из сегодняшних цен на них, а потом анализировать их изменения от года к году.

Индекс рецессии 

Это ещё одно изобретение журнала "The Economist". На этот раз для определения приближающейся рецессии. Суть его максимально проста. Этот индекс учитывает, как часто в газетах "Washington post" и "New York Times" упоминается слово "рецессия". И самое удивительное, что уже трижды этот нехитрый способ позволил сделать верное предсказание, лишь однажды допустив сбой. Кстати, не стоит думать, что это просо какая-то случайная идея, которая пришла в голову одному из журналистов. В основе него лежит серьёзное научное исследование.

Индекс небоскрёбов 

Этот индекс был предложен Эндрю Лоуренсом из инвестиционного банка Dresdner Kleinwort в январе 1999 года. Он обратил внимание, что самые высокие здания мира строились в странах непосредственно перед началом экономического спада в них. Таким образом, если начинаются инвестиции в высотные здания, это сигнал, что экономика готова к рецессии. Эта теория стала достаточно неожиданной, так как ранее считалось ровно наоборот. Впрочем, научного обоснования эта теория не находит. И тем не менее, она работает и ей с переменным успехом пользуются.


Чтобы ежедневно получать популярные материалы нашего сайта, подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Николай Ковпинец

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.