Формула-1 и FIA рискуют повторить судьбу FIFA

Обвинения в конфликтах интересов окружают продажу франшизы Формулы-1, которую многие называют спортивной сделкой десятилетия.

Согласованы условия сделки, которая может стать крупнейшей в мире спорта за последнее десятилетие. Американская компания Liberty Media Corporation, которая принадлежит миллиардеру Джону Малоуну, покупает франшизу Формулы-1 у компании CVC за $8 миллиардов. Формула-1 ежегодно приносит своим владельцам $1,8 миллиардов, и в будущем франшиза должна стать центральным источником дохода для американского медиа-гиганта. Однако многие полагают, что в сделке между Liberty Media и CVC все не так чисто и что компании еще долго будут решать проблему конфликта интересов. The Economist разбирается в деталях спортивной сделки десятилетия.

На первый взгляд у новой многомиллиардной сделки, которая должна изменить расклад сил в одном из самых популярных видов спорта в мире, много положительных сторон как для самой Формулы-1, так и для ее новых владельцев. Формула решит вопрос с поиском наследника многолетнего босса компании Берни Экклстоуна и начнет ускоренно проводить давно назревшие реформы. Для Liberty Media Формула-1 станет источников уникального качественного контента, который позволит компании тягаться с собственными релизами таких конкурентов, как Amazon и Netflix. Другие активы Liberty Media в сфере телевидения и интернета позволят Формуле-1 стать более популярной в США и расширить свое присутствие в интернете, где она значительно отстает от других популярных видов спорта.

Международная автомобильная федерация (FIA), аналог FIFA в мире автомобильных гонок, дала свое одобрение на сделку, но следящие за финансами Формулы-1 эксперты увидели в этом конфликт интересов. Дело в том, что в 2013 году FIA подписала договор о передаче акций, по которому организация получила 1% от акций Формулы-1. 

Проблема заключалась в том, что монетизировать эту долю в многомиллиардной франшизе FIA могла только в случае перепродажи Формулы. И хотя эксперты соглашаются, что Liberty Media в целом является добросовестным клиентом, они опасаются, что при заключении условий сделки FIA не проявила должной скрупулезности, желая как можно быстрее обналичить свою долю в акциях Формулы-1.

Этот конфликт интересов влечет за собой еще одно неприятное для Формулы-1 и FIA разбирательство — на этот раз с европейскими властями. В 2001 году Европейская комиссия завершила двухлетнее антимонопольное расследование индустрии Формулы-1. По результатам этого расследования FIA была вынуждена изменить правила взаимодействия с Формулой-1, чтобы они соответствовали законодательству Евросоюза. Роль FIA в Формуле тогда была строго ограничена до роли регулятора, который “не имеет коммерческих и других конфликтов интересов”.

В тот же год FIA была вынуждена продать свои права на проведение чемпионата мира по Формуле. Однако за компанией остался 1% акций, который можно монетизировать в случае покупки Формулы новым владельцем. Гонщик Макс Мосли, который был руководителем FIA с 1993 по 2009 год впоследствии рассказывал, что узнавал пытался отговорить членов организации от “проблематичной” и “противоречащей соглашению” с Брюсселем доли акций. Однако функционеры FIA уверили его, что доля в 1% слишком мала, чтобы привести к конфликту интересов. Мосли был удивлен таким объяснением, так как уже тогда даже столь минимальная доля от акций Формулы равнялась годовому обороту FIA.

Любители Формулы-1 и в особенности связанные с ней компании опасаются, что конфликт интересов FIA вновь привлечет к франшизе нежелательное внимание европейских властей. Член Европарламента Аннелиза Доддс, которая является представителем региона Британии, в котором функционирует несколько крупных бизнесов, связанных с Формулой, уже несколько раз просила Комиссию обратить более пристальное внимание на внутреннее устройство франшизы и договоренности, которые существуют в ней.

Помимо этого Еврокомиссия уже рассматривала жалобы от двух команд Формулы-1, которые уверяют, что организация нарушила законодательство о защите конкуренции. Журналисты также неоднократно становилось известно о, мягко говоря, не идеальном налоговом поведении владельцев Формулы: благодаря офшорам и другим манипуляциям они платят лишь малую часть от налогов, которые им пришлось бы отдать на территории ЕС.

Покупка Формулы Liberty Media безусловно откроет новую страницу, но в свете недавних скандалов с коррупцией, которые потрясли основы мирового футбола, многие поклонники гонок опасаются, что такая же судьба ожидает и FIA. Точно известно уже как минимум одно — Liberty Media также постарается не платить особенно много налогов.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.