Саудовская экономика теряет более $200 миллиардов в год из-за религиозных традиций

На одни только молитвы саудовские трудящиеся тратят от 10% до 45% рабочего времени.

Из всех современных стран Саудовская Аравия, пожалуй, больше всего находится под воздействием религии. С исламом здесь связаны не только культура и повседневные привычки жителей, но законы и даже экономика. Строгое следование религиозным правилам в современном мире каждый год обходится стране в десятки миллиардов долларов. Vox разобрался, почему так дорого быть современным праведным мусульманином.

Первая невидимая статья расходов Саудовской Аравии на соблюдение исламских обычаев уходит на соблюдение одной из главных религиозных традиций — намаза. В обычный рабочий день многие жители страны отлучаются на молитву четыре раза в день. Впрочем, даже те кто лично не следует религиозным традициям все равно получает на время намаза перерыв. В офисах, которые оснащены специальными комфортными комнатами для исполнения этой традиции, намаз занимает около 15 минут. А вот в индустрии обслуживания — в ресторанах, магазинах, заправках — сотрудникам иногда приходится отлучаться на время от 30 минут до часа, чтобы совершить молитву в ближайшей мечети и вернуться на рабочее место.

Таким образом, четыре молитвенные сессии в день занимает у среднего саудовского работника от 10% до 45% рабочего времени в день. Чтобы подсчитать во сколько это обходится саудовской экономике можно взять ВВП страны ($1.7 триллионов) и разделить на среднее количество времени, которое работник тратит в течение рабочего дня на молитву (то есть, около 30%). Таким образом, получается, что экономика Саудовской Аравии тратит около $510 миллиардов в год на намаз.

Однако такой подсчет был бы завышенным, так как не все секторы экономики теряют в связи с регулярными молитвами равное количество денег и времени. Больше всего потерь несет сектор, который непосредственно работает с потребителями, так как он больше всего полагается на человеческий труд и вынужден прекращать работу на самые долгие промежутки времени. Однако даже если взять лишь ВВП сектора обслуживания, Саудовская Аравия все равно тратит на соблюдение намаза колоссальную сумму — $120 миллиардов каждый год.

Вторая по величине дыра в саудовском бюджете также образуется в связи с влиянием религиозных правил на рынок труда. Дело в том, что в Саудовской Аравии существует множество как официальных, так и негласных препятствий для трудоустройства женщин, большинство из которых проистекает из попыток соблюсти традиционную роль женщины в исламском обществе. Из-за этих препон лишь 21% женщин в Саудовской Аравии выходит на рынок труда — на 8% меньше, чем в США 70 лет назад.

Исследование, которое вошло в книгу “Women and Girls Rising: Progress and resistance around the world” показало, что если бы страны Востока и Северной Африки увеличили бы количество женщин на рынке труда на 20% с 2012 по 2017 год, то ВВП региона вырос бы на $415 миллиардов. Экономия Саудовской Аравии составляет около 20% от ВВП региона, так что если бы саудовским властям удалось привлечь достаточно женщин на рабочие места, чтобы соответствовать уровням не 70-летней, а лишь 50-летней давности, то ВВП страны мог бы вырасти на $80-100 миллиардов.

Многие консультанты и экономисты как в самой Саудовской Аравии, так и в странах, с которыми она сотрудничает, прекрасно знают об этом и годами пытаются убедить правительство пойти навстречу женщинам, которые хотят выйти на работу. Результатом этих уговоров стал принятый в 2016 году план “Vision 2030”, который ставит цель повысить участие женщин на рынке труда до 30% к 2030 году. В основном план опирается на увеличение количества женщин на низкооплачиваемых рабочих местах и в ритейле.

Однако религиозные регулировки в сфере трудового законодательства по-прежнему делают найм женщин чрезвычайно сложным для саудовских работодателей. Независимо от того, насколько опытна и хорошо подготовлена женщина для работы, ей в разы сложнее устроиться на работу, а компании, которые все-таки решатся нанять ее, должны будут выполнять значительное количество дополнительных требований (например, соорудить для сотрудницы отдельную комнату). Поэтому крайне маловероятно, что даже благодаря плану Vision 2030 количество женщин на хорошо оплачиваемых позициях в Саудовской Аравии сильно увеличиться. Так что страна продолжит терять как минимум $80 миллиардов в год из-за того что столько ее граждан не имеют доступа к рынку труда.

Таким образом, лишь эти два фактора приводят к ежегодной потере как минимум $200 миллиардов, уходящих исключительно на соблюдение исламских традиций. Тем не менее, саудовская экономика достаточно “накачана” нефтяными деньгами, чтобы терпеть эти потери и не идти на уступки сторонникам секуляризации.