Рэперные точки

9 рэп-исполнителей, которые добились успеха в бизнесе.

В последние годы хип-хоп стал, может быть, самым востребованным жанром современной музыки. Несмотря на то, что рэп позиционируется как культура социальных низов, главные звёзды жанра зарабатывают миллионы, а начинающие исполнители по всему миру воспринимают рэп как способ быстро разбогатеть.

Однако для многих артистов, работающих в жанре, известность в на сцене и в чартах оказалась недостаточным мерилом успеха. Именно рэперы могут послужить примером того, как с творческим подходом вкладывать заработанные деньги в бизнес - и как реализовать свои таланты ещё больше. 


Killer Mike и барбершоп

Один из лидеров “южного хип-хопа” - то есть, сконцентрированного в обладающих особой культурой южных штатах США - Киллер Майк последние пять лет вместе с женой заведует барбершопом в своей родной Атланте. Он называется Graffitis SWAG, причём в данном случае модное среди представителей хип-хоп-культуры словечко расшифровывается как “Shave, Wash And Groom” (“Бритьё, мойка и уход”).

Заведение гордится своей культурной миссией: по словам Киллер Майка, украшенный портретами Мартина Лютера Кинга и борцов за права афроамериканцев, должно вдохновлять посетителей на карьерные успехи - в частности, на поприще работы барбером. Всего рэпер планирует открыть 150 барбершопов по всем США. 

В 2014 году Киллер Майк выпустил небольшой клип о своём любимом деле. Конечно, с речитативом:


El-P и ресторан

Эл-Пи, партнёр Киллер Майка по знаменитому дуэту Run The Jewels, также решил сделать ставку на свои этнические и культурные связи: вместе с музыкантами Despot и Holy Ghost он основал в Нью-Йорке еврейский ресторан Frankel’s.

Как заявил рэпер, вложиться в это дело его подтолкнула любовь к еврейской кухне, к которой он приучен с детства. Цитата: “Я просто одержим бейглами”. Помимо традиционных ашкеназских бубликов, в меню заведения - копчёная рыба и сэндвичи по старым добрым эмигрантским рецептам.

(Да, мы знаем, на это невозможно спокойно смотреть)


Snoop Dogg и марихуана

Один из самых харизматичных музыкантов современности, Снуп Дог ещё в прошлом веке стал кумиром любителей марихуаны. По мере того, как по США шагает легализация лёгкого наркотика, бизнес-аппетиты в этой сфере растут и растут. Сперва рэпер открыл сервис доставки медицинского каннабиса, а затем основал целый профильный медиаресурс Merry Jane. Вскоре Снуп стал первой знаменитостью, основавшей собственную линию продуктов из конопли.

Кроме того, в конце 2016 года стало известно, что Снуп намерен спасти от банкротства сеть популярных среди калифорнийцев фастфудов Roscoe’s Chicken N Waffles.


Dr Dre и наушники

Мы уже писали о том, какие уроки могут извлечь бизнесмены из опыта Доктора Дре - человека, обладающего, возможно, самой крепкой деловой хваткой в мире шоу-бизнеса. Чего стоит только созданный им лейбл Aftermath Entertainment, открывший миру таких артистов, как Эминем, Кендрик Ламар и 50 Cent.

Однако Дре крут не только на ниве музыкального продюсирования: так, он основал компанию Beats Electronics, прославившейся одноимёнными наушниками. В 2014 году фирма стала частью Apple, а стоимость сделки составила $3 млрд, во много раз превзойдя изначальные вложения рэпера.

(c) Brian Solis


CeeLo и сакэ

Си-Ло Грин, участник коллективов Goodie Mob и Gnarls Barkley (да, это он спел главный хит 2006 года), а также успешный сольный артист, избрал весьма неординарный способ диверсифицировать собственную самореализацию. В 2012 году он стал владельцем марки сакэ TY KU - и назначил себя лицом бренда.

Что в этом необычного? Ну, скажем, Си-Ло придумал себе целое альтер-эго для раскрутки бренда: теперь он не только музыкант, а ещё и “сакэ-сёгун” по имени Логун. Слово самому Си-Ло: “Моё чувство юмора примешивается ко всему, что я делаю - однако я очень серьёзно подхожу к вопросу веселья. Логун призван гарантировать, что все будут пить сакэ TY KU”.


Jay-Z и музыкальный стриминг

Многие рэперы добились успеха, основывая собственные лейблы. Джей-Зи пошёл дальше: ему было мало записывать и издавать альбомы, и в 2016 году вместе с группой коллег он приобрёл целую платформу для прослушивания музыки по подписке.

Стриминговый сервис называется Tidal. С момента основания в 2014 году туда загружено уже более 25 млн песен и 85 тыс. клипов. Пиарщики сервиса подчёркивают, что это первая стриминговая платформа, которой владеют непосредственно музыканты - а значит, они работают в интересах создателей музыки.


Will.i.am и умные часы

Уильям Адамс прославился в составе группы The Black Eyed Peas, а затем сделал заметную сольную карьеру. Уилл - известный технофил. Для реализации своих фантазий на этом поприще он основал стартап i.am+, который занялся разработкой девайсов, улучшающих качество работы камеры iPhone, а затем бросил вызов самому Apple Watch: компания Уильяма разрабатывает умные часы вместе с Sony. Они называются Dial и недавно стали доступны для заказа.


Nas и инвестиции в IT

Помочь Уильяму с инвестициями мог бы Нас - автор культового альбома Illmatic, вышедшего ещё в 1994 году. С тех пор у рэпера было много времени подумать над вложениями денег - и на сегодняшний день Нас стал успешным IT-инвестором.

Нас - совладелец венчурной фирмы QueensBridge, которая известна сотрудничеством с облачным сервисом Dropbox, сервиса Lyft (серьёзный конкурент Uber) и производетелями “идеальных матрасов” Casper.


Akon и автогонки/алмазы

И хотя американско-сенегальского артиста Эйкона трудно назвать рэпером в полном смысле этого слова (он больше тяготеет к r’n’b), его трудно обойти вниманием - столь интересные сферы для вложений он избрал.

Сперва Эйкон приобрёл южноафриканскую алмазную шахту. Артист известен широким участием в благотворительности на родном континенте - и видимо решил на нём же и заработать. При этом многие считают, что в отрасли Эйкон не разбирается - в частности, наделало шума его интервью, в котором он отрицает существование в Африке индустрии “кровавых алмазов” - то есть, добытых в зоне гражданской войны и используемых для финансирования повстанцев.

Ну а в 2013 году музыкант основал команду в гонках Nascar, которая была нескромно названа Akon Motor Sports. По его словам, к этому решению его подтолкнула не только давняя страсть к автоспорту, но и желание заразить этим интересом других афроамериканцев, которые скудно представлены и за рулём, и на трибунах гонок.

Святослав Иванов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.