Налог на престиж

CEO и топ-менеджеры готовы пожертвовать почти 10% зарплаты, чтобы устроиться на работу в престижную компанию.

CEO получают намного больше денег, чем сотрудники компании — в среднем они зарабатывают $7,8 миллионов в год. Сегодня вокруг начальников сложился своеобразный культ — именно от них ждут решающих действий для компании и ярких неожиданных идей для бизнеса. Марк Цукерберг, Стив Джобс и другие звездные CEO задали боссам по всему миру высокую планку, однако недавнее исследование немецких ученых показало, что CEO в престижных и знаменитых компаниях в среднем получают меньше, чем коллеги в менее публичных и влиятельных фирмах. Авторы исследования поделились своими выводами с Harvard Business Review.

Исследователи взяли за исходную точку рейтинг “Самых любимых компаний США” по версии журнала Fortune с 1992 по 2010 год. Этот рейтинг основан на опросах среди топ-менеджеров, которых авторы просили назвать 10 компаний в Америке, которые нравятся им больше всего. Авторы исследования, опубликованного в научном журнале Journal of Financial Economics, взяли первые 100 компаний из ежегодных рейтингов и сравнили зарплату CEO в этих компаниях с зарплатой всех CEO из рейтинга S&P 1500.

Ученые обнаружили, что CEO в престижных и любимых в бизнес-сообществе компаниях в среднем получают на 8% меньше, чем их коллеги. В денежном эквиваленте CEO, которые работают на компании из рейтинга “Самых любимых”, "теряют" в год около $500 тысяч по сравнению с CEO “обычных” преуспевающих компаний. Поразительно, но зарплата CEO вырастала примерно на 10% даже в тех компаниях, которые лишь на несколько мест остались за пределами первой сотни “Самых любимых”. 

Авторы исследования считают, что во многом CEO сами навлекают на себя такое “понижение”: предыдущие  опросы показывали, что студенты MBA в среднем готовы пожертвовать 7-8% зарплаты, если это будет означать, что они будут работать в одной из компаний, которые они считают престижными. Эта “скидка” для любимых компаний распространяется не только на CEO, но и на менеджеров, которые соглашаются даже на более низкую зарплату — до 10% меньше ожидаемой.

Ученые также сравнили как менялась зарплата CEO в разных штатах США в зависимости от того, какие ценности эти штаты считали в жизни главными согласно данным социологических опросов. Сравнительный анализ показал, что чем больше в штате ценился социальный статус, тем большую скидку на свои услуги CEO предоставляли компаниям, которые ассоциируются с престижем.

Впрочем, как показал анализ дальнейшей карьеры этих CEO, они не совершают ошибку, а работают на длительную перспективу. CEO, которые поработали в компаниях из рейтинга “Самых любимых” значительно чаще становились генеральными директорами и получали места в правлении. В дальнейшем они также начинали зарабатывать больше денег, так, впрочем, никогда и не компенсируя полностью потери от сниженной зарплаты в бытность CEO.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.