Туристическая индустрия многих стран теряет миллиарды долларов из-за истерии, которую новости раздувают вокруг форс-мажоров.

В 2016 году экономики Турции и Египта потеряли миллиарды долларов из-за осложнения политических отношений с Россией. Для современного мира эта ситуация не уникальна - как развивающиеся, так и вполне состоятельные страны сегодня часто попадают в эпицентр громких природных, террористических и военных катаклизмов. Туризм в таких странах идет волнами - в один момент государство может полагаться на стабильный источник дохода от зарубежных гостей, а в следующий весь мир сторонится его как чумы (в случае с некоторыми странами, подверженными таким громким вирусам как зика и эбола, речь идет буквально о чуме). Иногда туристам достаточно просто увидеть негативные и запугивающие сообщения в СМИ о той или иной стране, чтобы передумать ехать туда. The Conversation изучает, как повестка дня сегодня влияет на состояние туризма.

С тех пор как теракты 11 сентября 2001 потрясли весь мир, люди постепенно привыкли видеть террористические атаки на экранах телевизоров. Однако когда речь заходит о непосредственной поездке в страну, в которой недавно произошел теракт или природный катаклизм, они оказываются куда менее подготовленными к этой суровой реальности. Все теракты последнего времени обнажали эту нестабильность индустрии туризма: например, в Тунисе после терактов 2015 года прибыль от туризма в 2016 году упала вдвое, при этом туризм составляет 15% от ВВП страны. Волна террористических атак в Турции в 2016 году по подсчетам Ассоциации турецких туристических агентств привела к потере £2-2.5 миллиардов.

Главная проблема здесь заключается в том, что туристам по всему миру сегодня доступен широчайший выбор стран для отдыха в любых возможных категориях. Ехать в страну, в которой недавно произошел теракт, политический переворот или другое громкое негативное событие, для них просто непрактично — это риск, которому им попросту нет нужды себя подвергать. При этом проблемы с безопасностью на том или ином уровне сегодня испытывают практически все мировые государства. За исключением стран, находящихся на военном положении, риск стать жертвой террора практически одинаков по всему миру. Поэтому решающую роль в перераспределении туристических потоков играют не столько сами события, сколько то, как они освещаются в прессе. 

Психологические исследования показывают, что при оценке рисков, люди опираются не столько на статистическую вероятность, сколько на эмоциональную реакцию и субъективную оценку ситуации и степени контроля над ней. Большую роль играет ли то, хорошо ли знаком человек с потенциальный угрозой на личном опыте или знает о ней только понаслышке.

Новейшее исследование также показало, что даже небольшие изменения в тоне новостных сообщений о бедах в определенном регионе, значительно влияют на приток туристов. Оценка политической ситуации в мире — непростая задача, и новости зачастую дают людям простые и однозначные сигналы, которые ассоциируются с их собственными представлениями об опасности. Так, если в новостных сюжетах и статьях о терактах говорится о том, что они происходили неподалеку от достопримечательностей или что в них пострадали туристы, люди считают поездку в этот регион значительно более рискованной. Теракты на религиозной почве также вызывают у людей больший страх, чем, например, внутриполитические “разборки” с применением насилия.

Многое зависит и от того, насколько уверенным выглядит транслируемый в СМИ ответ властей и местных жителей на катаклизмы. Туристы считают более рискованными страны, в которых происходят новые и еще не освоенные местными жителями беды. Когда власти и граждане, напротив, источают уверенность в новостных сюжетах и заявляют, что скоро справятся с проблемой, туристы реже передумывают ехать в эту страну с визитом.

В рассказах о терактах и других катаклизмах журналисты сегодня используют тон, который вызовет наибольший резонанс у широкого зрителя. Если зритель или читатель подумает, что он сможет узнать из СМИ о том, как он может защитить себя или своих близких, он обязательно ознакомиться с репортажем или статьей. При этом оценка как зрителя, так и журналиста будет опираться не на факты и статистику (например, насколько велик шанс стать жертвой теракта в определенной стране), а на эмоциональное восприятие проблемы. Именно эти эмоции и субъективные оценки стоят туристическим индустриям многих стран миллиарды долларов.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.