Не разоряйте пианиста

Музыкальный бизнес в прошлом году впервые добился достойных результатов за последние 10 лет благодаря стримингу, но никто не знает, долго ли продлится эта удачная полоса.

После начала эпохи iPod музыкальный бизнес долго не мог найти себя. Нет, с самой музыкой все было в порядке: новые звезды, новые международные хиты и собирающие стадионы группы появлялись с той же частотой, что и раньше. Проблема заключалась в том, как музыку продавать: продажи физических носителей стремительно падали, а продажи mp3-файлов даже близко не компенсировали потери. В 2016 году музыкальная индустрия наконец-то нащупала путь к дальнейшему развитию: стриминговые технологии. В прошлом году стриминг уже окончательно стал самой популярной формой прослушивания музыки, и музыкальный бизнес благодаря этому получил самые высокие прибыли за последние 8 лет. The Atlantic анализирует новый музыкальный бум и пытается понять, долго ли он продлится.

Значение 2016 года для музыкального бизнеса трудно переоценить: за этот год продажи музыки выросли на 11,4% — больше, чем в какой-либо год после 1998-го. Впрочем, рост этот показателен лишь в сравнении с катастрофически неудачным прошедшим десятилетием. В денежном эквиваленте музыкальный бизнес сегодня по-прежнему жалкая тень себя 1990-х годов. По подсчетам Ассоциации звукозаписи США, в 2016 году музыкальная индустрия заработала $7,7 миллиардов. Для сравнения, в 1999 году - за 2 года до поступления iPod в продажу - доходы музыкальной индустрии составили вдвое больше — $15 миллиардов. Интернет и новые гаджеты в начале 21 века похоронили музыкальную индустрию, и теперь возвращают ее к жизни, но надолго ли?

Прошлый год станет либо началом долгого и стабильного роста популярности стриминговых сервисов, либо временным бумом, который уже более или менее достиг своего потолка. В прошлом году запустились две новые и масштабные стриминговые платформы - Tidal и Apple Music. Им не удалось сместить с верхушки лидера стримингового бизнеса Spotify, но конкуренция между крупными стриминговыми компаниями привлекла к этому способу прослушивания новую аудиторию. Главным фактором в этом тренде стало то, что многие из самых горячо ожидаемых альбомов 2016 года выходили эксклюзивно на той или иной стриминговой платформе: услышать новые записи Бейонсе, Рианны и Канье Уэста можно было долгое время послушать только на Tidal, а Фрэнк Оушен и Дрейк отдали свои альбомы только Apple Music. 

В результате количество подписчиков стриминговых сервисов в прошлом году выросло более чем в два раза и достигло 22,6 миллионов. В тоже время продажи CD и mp3 упали на 22%. Однако далеко не каждый год будет столь же активным и успешным для стриминговых платформ. Шумиха вокруг новых игроков на рынке уляжется, и они будут развиваться обычными медленными темпами устоявшегося бизнеса. Однако для музыкальной индустрии этого медленного роста недостаточно: чтобы окончательно выползти из ямы последних 10 с лишним лет, музыкальному бизнесу каждый год нужны такие же громкие победы, как в 2016 году. К тому же сегодня они вынуждены отдавать куда большую часть прибыли от этой победы технологическим компаниям, которые создают стриминговые сервисы.

Крупные музыкальные лейблы, похоже, и сами находятся в растерянности перед новыми технологиями. С одной стороны, эксклюзивы создали шумиху вокруг стриминговых платформ, с другой слушателям не нравится, когда у них нет возможности послушать новый альбом любимого исполнителя, потому что они купили подписку не на ту платформу. Более того, стриминговые сервисы осложнили взаимоотношения лейблов с их самыми продаваемыми артистами. Большие звезды сегодня все меньше нуждаются в лейблах и начинают напрямую подписывать контракты со стриминговыми гигантами. В Universal Music, например, страшно обиделись на стриминговые компании и за то, что Фрэнк Оушен расторг свой контракт с лейблом, когда решил выпустить альбом эксклюзивно на Apple Music. Впрочем, для самих музыкантов стриминговые платформы тоже служат далеко не самым удовлетворительным источником дохода. Звезды, которые добиваются от сервисов эксклюзивных контрактов, еще могут заработать за счет них, а вот все чуть менее популярные артисты получают с прослушиваний онлайн микроскопические суммы.