Инфляция по «Титанику»

Что сколько стоило на легендарном круизном лайнере.

Ровно 105 лет назад самый большой и надёжный на тот момент корабль "Титаник", символ торжества инженерной мысли, совершая первый же рейс пошел ко дну после столкновения с айсбергом. И хотя его история оказалась трагической и очень короткой, этот корабль до сих пор остаётся в памяти как символ настоящей роскоши. Так несколько лет назад билет на спуск "Титаника" на воду (даже на это мероприятие продавали билеты) ушёл на аукционе за 56,25 тысяч долларов, а меню с корабля - за 31,25 тысячи. 

Во многом такой популярности поспособствовал одноимённый фильм Джеймса Кэмерона, собравший в прокате около 2 миллиардов долларов, а также получивший сразу 11 статуэток "Оскар". И поскольку, несмотря на появление с тех пор и более шикарных круизных лайнеров, именно "Титаник" ассоциируется с богатством и успешностью, iBusiness решил посмотреть, о каких суммах бы шла речь, если бы этот корабль существовал сегодня. Цены мы сравнивали исходя из соотношения стоимости основных неизменных товаров и услуг в 1912 и 2017.

Постройка корабля

В 1909 году, когда работы по строительству лайнера только начинались, он представлял собой вершину развития технологий того времени. Ничего столь впечатляющего и прорывного в наши дни уже, пожалуй, и не встретишь. Поэтому и деньги на его создание ушли весьма серьёзные - 7,5 миллионов долларов. И, поскольку для современного человека эта сумма не выглядит достаточно большой, сразу конвертируем её в сегодняшние цены - 189 миллионов долларов. Для сравнения яхта Романа Абрамовича Eclipse, вторая в мире по стоимости, оценивается в 1,2 миллиарда.

7,5 миллиона долларов (1912) / 189 миллионов долларов (2017)

Билеты

Попасть на первый и, увы, единственный рейс "Титаника" тоже было удовольствием далеко не из дешевых. Самый дорогой билет - в номер люкс первого класса обходился в астрономическую по тем временам сумму в 4350 долларов. Простой билет в первый класс стоил 150 долларов, во второй - 60 долларов. А вот цена на билеты в наименее комфортный и дорогой третий класс колебалась от 15 до 40 долларов за место. А ещё по цене примерно самого дешевого билета можно было прямо с корабля отправить 5 телеграмм длинной до 10 слов. За каждую такую пассажирам приходилось платить 3 доллара 12 центов. Плюс ещё по 75 центов за каждое слово после десятого. И при этом с корабля за крайне недолгое плавание успело уйти более 250 таких телеграмм.   

Люкс -  4 350 долларов (1912) / 110 000 долларов (2017)

Первый класс - 150 долларов (1912) / 3 780 долларов (2017)

Второй класс - 60 долларов (1912) / 1 510 долларов (2017)

Третий класс - от 15 до 40 долларов (1912) / от 378 до 1 010 долларов (2017)

Телеграмма - 3,12 доллара (1912) / 75,60 долларов (2017) 

Зарплаты

Работать на таком шикарном лайнере было не только престижно, но и крайне выгодно. Так оклад капитана корабля Эдвард Смит в месяц составлял 525 долларов. Для сравнения капитан "Карпатии", корабля, пришедшего на помощь пасажирам тонущего лайнера, в месяц зарабатывал всего 265 долларов. Немногим меньше него должен был получать радист "Титаника" Гарольд Брайд, его жалование было - 240 долларов в месяц. Простые моряки на корабле получали по 25 долларов, стюарды около 18, а кочегары и вовсе всего 5 долларов. Зато рабочие на верфи, которые строили лайнер, получали по 10 долларов в неделю.

Капитан "Титаника" Эдвард Смит - 525 долларов в месяц (1912) / 13 200 долларов (2017)

Капитан "Карпатии" - 265 долларов в месяц (1912) / 6 680 долларов (2017)

Моряк - 25 долларов в месяц (1912) / 630 долларов (2017)

Радист "Титаника" Гарольд Брайд - 240 долларов в месяц (1912) / 6 050 долларов (2017)

Стюард - 18,75 долларов в месяц (1912) / 454 доллара (2017)

Кочегар - 5 долларов в месяц (1912) / 126 долларов (2017)

Работник верфи, строивший "Титаник" - 40 долларов в месяц (1912) / 1008 долларов (2017) 

Самый богатый пассажир

Одной из самых известных жертв трагедии стал подполковник Джон Джекоб Астор IV. Усадив беременную жену и горничную в шлюпку, сам он в неё не сел, уступив своё место другим. Но ещё больше этот поступок впечатляет, если знать, что среди всей далеко не бедствующей публики лайнера Джон Астор был самым богатым. Его состояние на момент путешествия оценивалось примерно в 150 миллионов долларов (20 "Титаников"). По нынешним временам эта сумма составила бы почти 4 миллиарда долларов, автоматически делая Астора, таким образом, членом списка Forbes.

Состояние Джона Астора - 150 миллионов долларов (1912) / 3,78 миллиарда долларов 

Титаник 2.0

В феврале 2013 года австралийский миллиардер Клайв Палмер заявил о намерении построить в Китае копию "Титаника" и в 2016 отправить его в плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк. Проект оценивался в 500 миллионов долларов. Однако уже в 2015 году стало понятно, что в срок "Титаник II" в плавание не отправится. И реализацию этой смелой задумки передвинули на 2018 год, а маршрут изменили, проложив его из китайского Цзянсу в Дубай. Впрочем, сейчас становится всё очевиднее, что проект закрыт навсегда и к жизни уже не вернётся.

Николай Ковпинец

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.