Инновационная суперсоковыжималка-плюс

История апогея бессмысленных инвестиций.

Становится всё труднее отличить технические достижения бизнеса от результатов агрессивного пиара. Подчас стартаперам удаётся запудрить инвесторам мозги так, что они вкладывают миллионы в идею, идиотизм которой понятен любому обывателю. Не успели мы написать об открывшемся в Швеции музее плохих инноваций, как подоспел свежий пример дурацкого продукта, который пытаются “впарить” потребителю под соусом “революционного хайтека”.

Стартап Juicero был одним из самых успешных на рынке инвестиций Кремниевой долины в 2016 году: его авторам удалось привлечь $120 млн инвестиций - в том числе от Google. Идея продукта, который производит Juicero, такова: красиво выглядящий кухонный девайс прессует герметичный пакет с измельчёнными фруктами и выжимает в стаканчик свежайший сок. Пакеты, разумеется, поставляет сам Juicero, причём только обладателям их девайса. И всё бы ничего, но журналисты Bloomberg с лёгкостью выяснили, что для выжимания сока никакая машина не нужна.

Девайс Juicero, между тем, стоит $400 долларов, а до начала 2017 года цена и вовсе составляла $700. По словам основателя компании Дага Эванса, мускулистая машинка сжимает пакет с силой, достаточной для того, чтобы “поднять два автомобиля Tesla” (отсылка к успешному техностартапу, даже не имеющему отношения к сфере, обязательна).

Помимо успешного проекта Илона Маска, Эванс, разумеется, не мог не упоминать Стива Джобса - в своём прошлогоднем интервью он говорил буквально следующее: “Я сделаю то, что сделал Стив. Возьму ЭВМ и создам персональный компьютер. То есть, возьму универсальную соковыжималку и превращу её в персональную соковыжималку”. “Да уж, прям как Джобс”, - вероятно, подумали инвесторы и вложили в заведомо провальный проект сотню миллионов долларов, будто бы не забыв о предыдущем его проекте - обанкротившейся сети сок-баров Organic Avenue.

Что характерно, на момент привлечения инвестиций Эванс не предоставил работающего прототипа - и расхождения между изначальной концепцией и итоговым продуктом оказалось разительным. Разумеется, создатель Juicero обещал венчурным капиталистам “революцию в мире сока”.

Настойчивый пиар привёл к не только к массивным инвестициям, но и к благостным отзывам IT-журналистов: они сравнивали Juicero с популярными кофе-машинами Keurig (“Как Keurig, только для сока”).

На очевидное неудобство их продукта в компании никак не реагируют. Источники Bloomberg сообщают, что в Juicero знают о том, что сок из пакетов можно выдавливать вручную, но всё же считают, что воспользоваться девайсом значительно удобнее. К тому же, отмечают в компании, устройство считывает QR-код на пакете, подключается к интернету и проверяет срок годности “сырья”. Разумеется, срок годности можно и узнать и без IT-решения: в соответствии с законодательством, он просто напечатан на упаковке. 



Впрочем, соковыжималка Juicero может оказаться не вполне бесполезной. Даг Эванс явно рассчитывал на то, что продукт станет массовым, пока его не сняли с поста CEO. Новый руководитель компании Джефф Данн, ранее числившийся президентом Coca-Cola, снизил цену на продукт и предложил рассматривать в качестве клиентов дорогие рестораны и отели. Сотрудники сотрудничающих с Juicero бизнесов согласны, что IT-соковыжималки подходят им лучше, чем продукты конкурирующих компаний, хотя рестораторы победнее, похоже, не спешат цифровизировать выжимку сока на своих кухнях.

Издание Vox называет бизнес-план Juicero “идеальной пародией на современную стартап-культуру”. Придумать более безнадёжного и комического вложения денег инвесторы Кремниевой долины не могли. Однако стоит помнить, что в этом и состоит принцип работы венчурных инвестиций - большинство поддерживаемых инвесторами компаний обречены на провал, но некоторые из них принесут миллиарды и с лихвой компенсируют самые нелепые неудачи. Так что идиотские проекты вроде Juicero - не столько обуза IT-отрасли, сколько её органическая (простите за каламбур) часть.

Святослав Иванов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.