Винтажная Ikea уходит с молотка за тысячи долларов

Редкие и снятые с продажи товары шведской компании срывают куш на аукционах по всему миру.

Шведский производитель мебели Ikea не просто одна из богатейших компаний в мире, но и настоящий культурный, экономический и дизайнерский феномен. Цепочка поставок и ценовая политика компании столь необычны, что экономисты по всему миру исследуют ее уже много лет. Ну а чтобы понять, как влиятельна Ikea оказалась в мире интерьера, вам, скорее всего, достаточно просто посмотреть вокруг: мебель самой шведской компании или похожие на нее копии есть в большинстве жилищ в западном мире. Однако некоторые товары Ikea привлекают внимание не за счет своей универсальности, а, напротив, за счет редкости. Эти предметы мебели продавались в Ikea совсем недолго после чего стали культовыми среди коллекционеров и теперь собирают тысячи, а иногда и десятки тысяч долларов на аукционах.

Моду на винтажную и редкую мебель Ikea обнаружили эксперты поисковой системы Barnebys, которая отслеживает продажи более чем 2 тысячи аукционных домов по всему миру. За последний год суммы, за которые на этих аукционах продается мебель Ikea, сильно выросли, ровно как и число продаж. Кресла футуристичного датского дизайнера Вернера Пантона в 1993 году продавались за $77, а сегодня уходят с торгов уже более чем за $900. И это еще самый “дешевый вариант”. Взять хотя бы одну из редких “стенок” Ikea из 1970-х, которая ушла с молотка почти за $4 тысячи, в десятки раз дороже, чем во время оригинальной продажи. Или столешницу из 1980-х, которая так понравилась неизвестному коллекционеру, что он отдал за нее $3 тысячи.

Однако больше всего денег ценители винтажной Ikea готовы отдать за кресла в форме ракушек, которые шведский мебельный гигант недолго продавал после своего открытия в 1943 году. На нескольких аукционах по всему миру коллекционеры отдавали за каждый такой стул более $64 тысяч. Сооснователь Barnebys Понтус Сильфверстолп считает, что такая популярность мебели объясняется ностальгией: “Когда представители определенного поколения достигают финансовой зрелости и начинают делать покупки на аукционах, обычно оно в первую очередь покупают те предметы, которые окружали их в детстве и затем стали редкостями”, - объясняет он.