От чего зависит успешный стартап

Объясняет создатель бизнес-инкубатора Idealab Билл Гросс.

С сегодняшнего дня ibusiness начинает публикацию переводов лекций, прочитанных на платформе TED. Мы решили начать с рассказа создателя бизнес-инкубатора Idealab Билла Гросса о том, какие факторы определяют успех стартапов.

Я уверен, что стартап – один из главных способов сделать мир лучше. Однажды я решил выяснить, что на самом деле важно для успешного стартапа. Мне было это интересно, так как я сам занимался бизнесом с 12 лет, продавая леденцы на автобусной остановке. Затем, учась в старшей школе, я продавал устройства на солнечных батареях, а в колледже – колонки. 20 лет назад я основал бизнес-инкубатор Idealab, который помог начать работу более чем ста компаниям. Многие из них стали успешны, многие с треском провалились. Я решил посмотреть на пять факторов, которые приводят компанию к успеху или к неудаче.

Во-первых – идея. Раньше я думал, что идея – это все. Не зря же я назвал свою компанию Idealab. Но потом, со временем, я начал считать, что команда, исполнение и гибкость могут быть даже важнее хорошей идеи. Процитирую Майка Тайсона, который говорил: «У всех есть план, пока им не набьют лицо». Я думаю, что так можно сказать и про бизнес: успех будет во многом зависеть от способности адаптироваться к постоянным «ударам в лицо» со стороны клиента. Поэтому в итоге я решил, что главное в стартапе — это команда.

Но потом я подумал про бизнес-модель. Хорошо ли понимает компания то, как она будет зарабатывать? Я решил, что вот она – главная составляющая успеха. Потом я подумал про финансирование — может быть, все-таки оно? И наконец, правильно выбранный момент. Может быть, мир еще не готов к вашей идее? Может быть, пока слишком рано, и вам нужно объяснить миру ваш замысел? Или, наоборот, уже поздно и у вас слишком много конкурентов.

Я попытался разобрать эти пять факторов на примере 100 компаний, запущенных в Idealab, и 100 сторонних компаний, а потом найти какое-то объяснение. Сначала я взял пять самых успешных компаний Idealab – Citysearch, CarsDirect, GoTo, NetZero и Tickets.com. У каждой из них капитализация достигла миллиарда. Затем я посмотрел на компании внизу списка, которые так и не выстрелили – Z.com, Insider Pages, MyLife, Desktop Factory, Peoplelink. Также я рассмотрел примеры таких суперуспешных стартапов как Airbnb, Instagram, Uber и YouTube, а также неудачных, вроде Webvan, Kozmo, Flooz и Friendster. У компаний, которые так и не стали успешными, было и финансирование, и бизнес-модель, но это им не помогло.

Билл Гросс

Я сравнил успешные и неуспешные примеры и главным фактором успеха оказался правильно выбранный момент для запуска. Именно он в 42 процентах случаев играл решающую роль. Команда и исполнение идут на втором месте, а идея лишь на третьем. Мне кажется логичным, что бизнес-модель и финансирование занимают последние места. Начать свой бизнес можно и не имея бизнес-модели и разработать ее позже, если окажется, что клиентам нужно то, что вы делаете. Что касается финансирования, то если ваша идея действительно выстрелит, сегодня получить деньги от инвесторов достаточно просто.

Возьмем для примера Airbnb – стартап, от которого отказались многие инвесторы, потому что считали, что никто не будет сдавать свое жилье незнакомцам. И оказались неправы. Отчасти у Airbnb все получилось именно благодаря правильно выбранному момент для запуска — компания появилась на пике рецессии (в 2008 году – ibusiness). Людям были очень нужны деньги, поэтому многие решились на то, чтобы сдать свою квартиру постороннему человеку. То же самое с Uber, который появился, когда водителям были особенно нужны деньги (в 2009 году – ibusiness).

Так и с компаниями, которые появились в Ideadlab. У нас были успешные проекты вроде Citysearch и GoTo.com, которые появились в тот момент, когда людям нужны были веб-странички и эффективные способы привлечения трафика. Но были и провалы — например, Z.com. Z.com – это развлекательная интернет-платформа, которой мы страшно гордились. Мы нашли под нее финансирование, придумали бизнес-модель и даже наняли голливудских профессионалов. Но широкополосный интернет был слишком слабо распространен в 1999-2000 годах, и чтобы посмотреть видео в интернете, нужно было установить кучу кодеков. В итоге в 2003 году компанию пришлось закрыть.

Спустя два года распространение широкополосного интернета в Америке достигло 50 процентов, а проблему с кодеками решил Adobe Flash. И в этот момент появился YouTube. Несомненно отличная идея, но главное — очень своевременная. В общем, исполнение имеет значение. Идея безусловно имеет значение. Но подходящий момент возможно является самым важным фактором. И лучший способ выбрать правильный момент – посмотреть, действительно ли клиенты готовы к тому, что вы хотите им предложить.

Полную версию лекции можно посмотреть здесь.