Чем плохи инновации ради инноваций

Как нежелание меняться и погоня за новыми идеями могут одинаково эффективно разорить компанию.

Ibusiness продолжает публикацию лекций, прочитанных на платформе TED. Сегодня мы выбрали выступление старшего партнера и управляющего директора консалтинговой фирмы BCG Geneva Кнута Хаанэса. Хаанэс объясняет, как важно для компании (и не только) найти баланс между желанием бесконечно использовать успешную формулу и постоянным поиском новых идей, который в итоге не дает до конца воплотиться ни одной из них.

Назову вам две основных причины, по которым разоряются компании: они производят все время одно и то же, или наоборот – каждый раз новое.

Как мне кажется, правильным решением для роста компании является соблюдение баланса между поиском и эксплуатацией идей. И то, и другое важно для бизнеса, но в меру.

Возьмем, например, шведскую компанию Facit. Это была фантастическая компания, которая делала лучшие механические калькуляторы в мире. И что же сделала Facit, когда появились цифровые калькуляторы? Продолжила производство механических. В итоге, через полгода компания разорилась.

Ирония в том, что инженеры Facit покупали калькуляторы в Японии, чтобы перепроверять результаты своих калькуляторов. Шведская компания слишком усердно занималась эксплуатацией идеи. Но поиск тоже не всегда приводит к хорошим результатам.

Несколько лет назад я тесно сотрудничал с одной европейской биотехнической компанией. Назовем ее OncoSearch. Отличная компания. Они создавали приложения, которые обещали диагностировать, или даже вылечить, некоторые формы рака крови. Каждый день для компании заключался в создании чего-то нового. Их мантрой было «Только тогда, когда мы добьемся результата» или «Мы хотим, чтобы это было идеальным». Печально, но еще до того, как компания стала «идеальной» или хотя бы неплохой, она исчезла. OncoSearch слишком много тратила на поиски.  

Суть поиска состоит в создании каждый раз чего-то нового, в поисках, в новых продуктах, в инновациях. Наши герои – те, кто занимался поисками: Мария Кюри, Пикассо, Нил Армстронг и другие. Все мы знаем, что исследования связаны с риском.

Эксплуатация – полная противоположность поиска. Ее суть в том, чтобы взять, то, что уже известно и сделать просто хорошее лучшим: заставить поезда приходить по расписанию, сделать хорошие продукты быстрее и дешевле. Эксплуатация в краткосрочной перспективе, не несет в себе никаких рисков. Но если мы занимаемся только ей, то это связано с риском в долгосрочной перспективе. Все мы можем привести примеры поп-групп, которые продолжали петь одни и те же песни, пока коллектив не распадался или просто не становился жалким подобием самих себя.

То есть, в долгосрочной перспективе мы занимаемся поиском, в краткосрочной – эксплуатируем идеи. Маленькие дети занимаются поиском целый день. С возрастом мы исследуем меньше, так как у нас есть багаж знаний, который мы можем эксплуатировать. То же самое с компаниями. Чем более компетентными они становятся, тем менее они инновационны.

Продуктивно заниматься поиском или эксплуатацией – сложно, заниматься и тем, и другим одновременно и с хорошими результатами – настоящее искусство.

По моим данным, только два процента компаний могут позволить себе и поиски, и эксплуатацию одновременно. У нас есть примеры: Nestle создала кофемашины Nespresso, компания Lego начала производство собственных мультиков, автопроизводитель Toyota выпускает машины с гибридным двигателем. Выгода от балансирования между поисками и эксплуатацией идей – огромна.

Чтобы разобраться в том, почему баланс между этими двумя действиями так сложно соблюсти, давайте рассмотрим две хрестоматийные ошибки.

Первая – ловушка вечного поиска. Наши действия привели к какому-то открытию, но нам не хватает терпения или упорства, чтобы довести наше открытие до ума. Поэтому вместо того, чтобы доработать его, мы начинаем поиски чего-то нового. Но и с этим новым ситуация повторяется, и мы оказываемся в порочном круге. Хорошим примером такой ситуации является OncoSearch, о которой мы говорили ранее. Еще одним известным примером является компания Xerox.

И это касается не только компаний. То же самое с государственной политикой – для того, чтобы реформа (например, здравоохранения или образования) заработала в полную силу, должно пройти 10, 15, а может и 20 лет. Но мы не хотим столько ждать и меняем все гораздо чаще.

Еще одна ловушка – это ловушка успеха. В нее попала, например, компания Facit. У них так хорошо получалось то, что они делали, что они просто не хотели меняться. Билл Гейтс как-то сказал, что успех – плохой учитель, потому что из-за него нам кажется, что мы не можем ошибиться.

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, опередите кризис. Любая инновационная компания получает «страховку» на будущее. Во-вторых, думайте в нескольких временных отрезках. Когда вы рассматривайте промежуток в один год, то инновации не слишком важны. Но подумайте о сроке в 10 лет и инновации и способность к обновлению становятся критически важными.

 В-третьих, вам нужна команда. В одиночку невозможно грамотно балансировать между поиском и эксплуатацией. Я считаю, что это командный спорт.

И последнее – относитесь к успеху скептически. Давайте вспомним об античном Риме, когда после большой победы рядом с генералом сидел его помощник, который говорил ему: «Помни, ты всего лишь человек».

Не важно исследователь вы по натуре, или вам больше по нраву эксплуатировать идеи, помните главное –  баланс.

Полную версию лекции можно посмотреть здесь.