«В Канаде у меня нет ни кадровика, ни постоянного бухгалтера»

Колонку о разнице в ведении бизнеса в России и Канаде написал для iBusiness предприниматель Рустэм Хайретдинов.

У меня есть бизнес в России, и до недавнего времени был в Канаде. Конечно, страны не сравнимые по своей бизнес-культуре, но всё же попытаемся их сравнить. Это, конечно, совсем частная история, и на рейтинг России в Doing Business никак не влияет. 

Мне кажется, основная идеологическая разница между бизнес-климатами в том, что в России любую систему поддержки бизнеса, облегчение каких-то процессов, тестируют прежде всего на «коррупционную ёмкость» и возможность мошенничества. Поэтому вслед за введением какого-то послабления сразу навешивают антимошеннические контроли, после выполнения которых послабление уже вовсе и не кажется послаблением. Канадцы считают, что пусть при нововведении пять процентов компаний смошенничают, мы изучим как и станем прикрывать лазейки, но зато девяносто пяти процентам компаний сразу станет удобнее. Россияне же сразу видят в ста процентах компаний мошенников и это ты должен доказать, что, например, в момент регистрации твоя компания не однодневка. Такая вот инверсия позитивного/негативного мышления.

Как известно, любое дополнительное средство контроля делает неудобным сервис прежде всего для легального пользователя – нелегальный уже готов обходить контроли и его цели не делать бизнес, а мошенничать. В России, прежде всего, государство мешает мошенникам мошенничать, а не помогает немошенникам работать. От этого и бюрократия и презумпция виновности. Хотите сравнить? Давайте.

Банкинг. В Канаде я был в своём банке за 15 лет 2 раза – когда открывал счёт на компанию и когда её переименовывал – остальные вопросы решал по телефону и через сайт. В России я езжу в банк регулярно, несколько раз в месяц точно, а если не я, то сотрудник с доверенностью.

Акции. Я не был ни разу в канадской регистрационной палате (если честно, то не в курсе даже есть ли вообще она физически, сайт есть), только пару раз послал им документы об изменении состава акционеров. В России я бываю в регистрационной палате при каждом изменении документов плюс представитель её приезжает на собрания акционеров.

Налоги. В Канаде налоговую отчётность сдавал через сайт и ни разу не видел канадского налогового инспектора. Один раз за 15 лет меня по электронной почте попросили прислать скан договора, поскольку транзакция им показалась аномальной – российский дистрибутор, не предупредив меня заплатил за софт через Литву (да-да, по тому же счёту ту же сумму из другой страны, здесь это никого не побеспокоило). Даже не знаю, получили ли они его, ответа не было. В России налоговая приезжает ежегодно, друзья рекомендуют иметь «своего налогового инспектора». На госконкурсы требуется оригинал справки от отсутствии задолженности перед бюджетом, если часто играешь на госторгах – будешь сам ездить в налоговую как на работу.

Кадры. Приём сотрудника на работу в Канаде – это включение его в зарплатную ведомость. Трудовых книжек нет. В России, говорят, тоже уже можно без трудовых книжек (хотя у меня есть), но приём сотрудника на работу – это подписание целой папки бумаг, предъявление кучи документов от сотрудника (диплом, свидетельство о браке, военный билет, свидетельства о рождении детей и пр.), а затем уведомление кучи инстанций, включая военкомат.

Я согласен, что надо бороться с мошенниками и неуплатой налогов, защищать права сотрудников и миноритариев, помогать государству вести учёт военнообязанных. Думаю, канадцы тоже всё это делают, но как-то у них всё нежнее получается, на новый бизнес сразу не навешивают эти гири – только давай людям работу, зарабатывай и плати налоги. В Канаде у меня нет ни кадровика, ни постоянного бухгалтера, вообще никого, кроме разработчиков: на старте очень важно именно основателю компании быть «впереди на лихом коне». В России несколько часов в неделю у меня уходят на непродуктивное общение с государством, сотни тысяч рублей ежемесячно на содержание непроизводительных сотрудников и выполнение формальностей, которые мне никак не помогают развиваться.

После такого текста очевидны вопрос «А чего ты тогда припёрся в Россию?» и предложение «Катись в свою Канаду». Всё очень просто – я в России больше зарабатываю. В России по сравнению с Канадой практически нет конкуренции, а хай-тек столица мира не так близка, да и отгорожена от большей части рынка санкциями и контрсанкциями. Поэтому это не жалоба, а просто сравнение бизнес-климата, ради прибылей можно и потерпеть.


Об авторе:

Рустэм Хайретдинов – эксперт в области информационной безопасности, предприниматель, основатель и владелец нескольких компаний, генеральный директор «Атак Киллер», заместитель генерального директора InfoWatch, CEO канадской Appercut Security, преподаватель MBA РАНХ и ГС.