Думаете, царям легко?

Колонка Андрея Флейты о том, почему, занимая должность генерального директора, чувствуешь себя последним человеком в компании.

Свой ратный труд на ниве отечественной IT-индустрии я, как и многие, начал инженером. Всё шло вполне пристойно, но уже через несколько лет я опустился до управления умными людьми. Какое-то время удавалось держать себя в руках, поддерживая уровень «эксперта» в одной из областей, но коли уж встал на кривую дорожку, обратного ходу нет. По прошествии времени я даже впал во грех генерального директорствования.

Жизнь инженера проста и понятна. Общается он в основном с техникой и/или посредством техники. Техника – в массе своей вещь предсказуемая, по крайней мере – познаваемая. К ней имеются инструкции и применяются научные методы. Люди же по сути своей случайны, они могут собрать массу информации, проанализировать сходные случаи, много думать и принять решение, никак не следующее из всего перечисленного. Это решение необязательно неправильно, но оно гарантированно ставит в тупик технаря-интроверта .

Человеку свойственно подстраиваться под среду общения. Поэтому поведение инженеров, работающих с четкими цифровыми машинами, не столь прихотливо и непоследовательно, как в среднем по стране. Потому в работе технического менеджера больше программирования и тестирования, чем психоанализа и воспитания. Должность технического менеджера – это работа мечты, если вы ощущаете недостаток общения после 10-12 часов в лабе среди серверов и маршрутизаторов.

Однажды я стал директором небольшой компании. Поначалу казалось, что дело это не сложное: и народу немного, и масштаб проектов невелик, и временно это всё… В процессе же стало понятно, что название «генеральный директор» никак не отражает сути этой должности. Почерпнутое позднее из общения с юристами именование «исполнительный орган» передает её гораздо точнее.

Выяснилось, что генеральный отвечает перед государством за все: выплату заработанной платы, налоговую и бухгалтерскую отчетность, пожарную безопасность, охрану труда, инструктаж сотрудников… «и животноводство». Конечно, вы можете назначить исполнителей, на которых можно сплавить часть работа, но от ответственности не избавишься – она ваша навеки.

Отдельный пункт – государственная машина, которая считает, что любая коммерческая деятельность – это априори проступок перед обществом. Вы заранее виновны в коммерции группой лиц по предварительному сговору с целью наживы.

При этом приятно удивляет уверенность налоговой службы в перспективах любого бизнеса. Налоговики не представляют себе бизнеса без прибыли. Если прибыли нет, то значит что-то не так с учётом. Неважно, сколько времени компания существует и чем занимается: прибыль должна быть. Нет прибыли по итогам года – извольте объясниться. Нет прибыли второй год? Ждём вас, батенька, на комиссию. Кризис в стране? Да вы что? Неужели? А у всех прибыль…

Чтобы разобраться в гендиректорской работе, мне пришлось малость погрузиться в право (к счастью, в административный кодекс). У юристов свой язык и свои правила. Попытка разобраться с бухгалтерским и налоговым учётами большого успеха не имела. И причина тому, что ни один из двух учётов не может адекватно отразить состояние дел. Потому почти все ведут еще и третий вид учёта – управленческий. Он и позволяет сосчитать все с учетом специфики деятельности и с нужными метриками. В этих учётах своя терминология и правила. Разбираясь во всем этом, помаленьку начинаешь работать переводчиком с юридического на бухгалтерский.

Однако есть люди, которые знают, зачем компания создавалась, которые верят в вас и в прибыль (вместе с налоговой), которые не дают вам полностью увязнуть в юридической и бухгалтерской трясине. Они знают, зачем нужен управленческий учет, они подозревают о том, что компания должна производить что-то помимо документов. Они хотят от вас планов продаж/производства/предоставления и отчетов по направленным ранее планам. 

Это самые уважаемые люди – владельцы. С ними не скучно. Никогда. И создается впечатление, что вот оно – самое интересное занятие на свете. Но и это, уверяю вас, ошибочное представление.

Вот и получается, что генеральный директор – это администратор, который тратит все свое время на то, чтобы компания жила, двигалась, работала. Он отвечает за всё и перед всеми. Это последний человек в компании. Все остальные могут не смочь или не захотеть, а гендир, если что, ответит. Последний герой.


Андрей Флейта – руководитель с многолетним опытом работы гендиректором, в данный момент занимает должность заместителя генерального директора Postgres Professional.