«IT на сегодня является главным инструментом практически в любой задаче»

Заместитель гендиректора ГКНПЦ Хруничева Илья Качин о том, как получить премию за IT, не являясь айтишником.

На прошедшей вчера премии IT-ЛИДЕР в номинации «машиностроение и автомобилестроение» победителем стал заместитель гендиректора по экономике и финансам ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Илья Качин. Корреспондент iBusiness побеседовал с ним о том, как человеку, напрямую с IT не связанному, удалось этого добиться, насколько сложно внедрять новые технологии в промышленности и какие планы по автоматизации у предприятия на ближайшие годы.


Как вам удалось одержать такую победу?

— Я сам не из IT-сферы, и являюсь заказчиком тех решений, которые она генерит. Но в тандеме с моим IT-директором, который вырос в процессе этой работы, мы смогли реализовать столь масштабный проект по внедрению единой системы финансово-экономического управления в очень сжатые сроки. Мы заложили фундамент для развития этого направления в дальнейшем, его интеграции с другими блоками, с производством, с персоналом, а также для тиражирования на другие предприятия Роскосмоса.

Тяжело внедрять инновации на предприятии с такими традициями?

— Главное — правильно определиться с целями. Если есть что-то более эффективное, у мировых и даже отечественных компаний, в нашей или в других отраслях, хочется достичь этого и у себя. Это могут быть физические технологии, финансовые. И вот уже определившись с такой целью, нужно подобрать подходящий инструмент. А IT на сегодня является главным инструментом практически в любой задаче. Там уже идёт, конечно, детализация и дефрагментация по конкретным продуктам. Но без IT-технологий невозможно развитие. Те, кто в них не вкладывается, быстро отстанут. Какое-то время они по инерции ещё будут жить, но не долго.

Какой процент от бюджета и средств идёт в вашей компании на IT?

— Начну с численности. Когда два года назад я был заказчиком проекта, у меня вообще не было полноценной IT-службы, необходимой для его реализации. И мне тогда здорово помогла компания «Крок», которая была внедренцем. С её помощью вскоре я вырастил свою IT-службу, и сейчас у меня при тридцатитысячном коллективе триста айтишников. То есть 1% сотрудников работает над этим — это очень большая доля для промышленного предприятия. Главная то наша работа, всё-таки, делать ракеты. И я рассчитываю каждый год наращивать сегмент IT в нашей компании. Что касается именно финансов, то на IT, как на собственных работников, так и на привлечённых, мы тратим сотни миллионов рублей в год.

Насколько вы сами можете назвать свою работу в этом направлении успешной?

— Я, возможно, перфекционист, но мне хочется большего и по срокам, и по качеству. Впрочем, всё познаётся в сравнении. Реализовать за год такой амбиционный проект на очень большом предприятии с 10 заводами, раскиданными от Москвы до Сибири было непросто. После его завершения мы с командой искали аналоги по масштабам и срокам, и ни за 2015, ни за 2016 год ничего подобного не нашли. Так что, в общем, я, конечно, доволен результатами. Но есть ещё много нереализованных задумок. Это был фундамент, теперь нужны стены, перекрытия, несколько этажей, крыша, куча сетей, и вообще, целый городок из таких «домов».

Каковы ближайшие планы?

— Я представляю только одно из 72 предприятий Роскосмоса. На ряд из них уже тиражируются те IT и технологические решения, которые были реализованы у нас. И эффективная их распространение, моя первая задача. А вторая - поставить на единую платформу блоки финансов, бухгалтерии, налогового учёта, снабжения и договоров. Затем интегрировать это с единой платформой производственного планирования, управления производством, а также управления персоналом. Создать единое автоматизированное управление всем предприятием. И, как минимум на три ближайших года я вижу чёткие задачи, которые для этого нужно решить.