Бизнес по правилам

Адвокат Юлия Михальчук – о том, как защититься от недобросовестного поведения партнеров с помощью корпоративного договора.

Недавно ко мне обратился бизнесмен, который потерял свою фирму из-за конфликта с партнером. Точнее фирма у него осталась, а вот бизнес – нет. Все началось с того, что пять лет назад они создали компанию 50/50, партнера назначили директором. За год вложения окупились, пошла чистая прибыль. Взяли кредит, чтобы масштабироваться и пойти в регионы. Выплатили. А три года спустя компания рухнула – клиенты ушли, продажи упали. Партнер вышел из состава учредителей.

Когда бизнесмен начал «копать», он узнал, что на жену бывшего партнера зарегистрирована компания со схожим наименованием, да и ведет она такую же деятельность. Бизнес-расследование определило, что все клиенты ушли именно к ней.

Такая ситуация знакома многим. Но не все пытаются ее предотвратить, надеясь, что с ними партнеры так не поступят. Однако джентельменские соглашения о совместном бизнесе уходят в прошлое. Серьезные партнеры предпочитают обо всем договариваться письменно. Теперь инвестиционные сделки структурируются через корпоративные договоры, которые в деталях регулируют действия компаньонов, а за нарушение договоренностей предусматривают многомиллионные штрафы.

Что такое корпоративный договор, и зачем он нужен?

Корпоративный договор часто называют «уставом второго уровня», который содержит коммерческие договоренности между владельцами бизнеса. Традиционный устав – это документ, без которого нельзя зарегистрировать компанию. Он определяет органы управления, их полномочия, регулирует иные вопросы. Например, «по умолчанию» решения о заключении крупных сделок принимает общее собрание учредителей. В уставе можно указать, что решение по таким вопросам принимает совет директоров путем голосования по электронной почте. А можно довериться честности директора и указать, что он вправе заключать любые сделки, минуя согласовательные процедуры.

У корпоративного договора другая задача – настроить отношения между учредителями либо между ними и третьими лицами (банкирами, потенциальными инвесторами, бенефициарами). Корпоративные соглашения позволяют получить контроль без вхождения в уставный капитал. То есть сведения о контроле третьих лиц над компанией не будут содержаться в публичном доступе.

Стороны корпоративного договора согласуют решения, в соответствии с которыми учредители совершают действия – например, голосуют «против» продажи недвижимости или распределения дивидендов до достижения определенных финансовых показателей.

О чем можно договориться

Практика насчитывает более сотни вопросов, которые можно урегулировать в корпоративном договоре. Большинство из них касается голосования определенным образом. Например, заранее можно договориться, что стороны будут голосовать «за» избрание г-на Петрова на должность генерального директора. А если этот же Петров является стороной договора, то можно обязать его принять на должность главбуха только г-жу Иванову или кого угодно, но только не г-жу Сидорову.

Порядок финансирования и распределения прибыли тоже можно урегулировать, ответив на следующие вопросы:

  • кто, когда и сколько денег будет вкладывать в бизнес,

  • на что можно тратить средства, а на что – нет,

  • при достижении каких показателей можно выплачивать дивиденды и т.д.

Отдельный блок вопросов посвящают ограничению конкуренции. Можно запретить быть учредителем или директором компании, которая занимается аналогичной деятельностью. Ограничения могут сохраняться в течение нескольких лет после прекращения партнерства.

Ответственность: во что обойдется нарушение

Самый популярный вид ответственности – крупные штрафы. Они призваны стимулировать исполнение договоренностей. Нарушил – отвечай рублем. Например, в деле компании ИмДи-Тест инвестор заключил с основателями корпоративный договор, в котором был прописан порядок действий по присоединению другой компании – для этого надо было проголосовать «за» реорганизацию. Когда инвестиции были получены, учредители отказались голосовать по договоренности. Инвестора не устроил такой обман, и он успешно взыскал с нечестных партнеров 5 000 000 рублей в качестве штрафа.

В договоре можно предусмотреть обязанность партнера выкупить долю по заранее определенной цене. В 2010 году Роснано совместно с двумя другими компаниями создало совместное предприятие и заключило инвестиционное соглашение о порядке ведения бизнеса. Одним из условий было право Роснано потребовать выкупа своих акций с начислением премии 25% в случае, если выручка предприятия по итогам будет менее 36 000 000 рублей. В 2013 году таких финансовых показателей достичь не удалось – выручка была в 15 раз меньше. Поэтому суд обязал бывшего партнера выкупить у Роснано акции, а также взыскал штраф в размере 3 000 000 рублей за каждую неделю неисполнения решения суда.

Можно договориться и «в обратную сторону» – например, если компания не выполнит план по продажам, то инвестор может выкупить долю партнера-основателя за 1 рубль вне зависимости от того, какова действительная стоимость бизнеса.

Дополнительно к штрафам «обиженная» сторона может взыскать упущенную выгоду – те деньги, которые она могла бы получить, если бы партнеры исполнили свои обещания, а компания получила бы прибыль.

Конфиденциальность: режим тишины

В отличие от устава, экземпляр которого обязательно хранится в налоговой и у директора, корпоративный договор конфиденциален. Единственное, что надо сделать, это уведомить генерального директора о факте заключения договора. Если соглашение устанавливает, что участнику принадлежит иное количество голосов, чем предоставляет ему доля в уставном капитале, тогда о факте заключения договора придется уведомить и налоговую инспекцию. Раскрывать условия договора в обоих случаях не требуется.

Если договор содержит условия о купле-продаже долей в уставном капитале, то его придется заверять у нотариуса. На практике такие условия выделяют в отдельное соглашение, чтобы сохранить конфиденциальность в отношении остальных условий.

В договоре можно прописать, что споры из него будет рассматривать третейский суд. Тогда о содержании вынесенного решения сможет узнать ограниченный круг лиц.

Сила договора

Признание соглашения недействительным – один из рисков, который в секунду сведет на ноль все договоренности. До 2014 года, пока корпоративный договор не появился в Гражданском кодексе РФ, судьи отказывали в исках из-за того, что закон прямо не предусматривал такой вид договоров. Но теперь практика поменялась в противоположную сторону.

Примером может стать спор между участницами компании «ЛеОл. Сеть салонов красоты», одна из которых была назначена руководителем. По условиям корпоративного договора, участница-руководитель должна была раскрывать состояние финансов, голосовать «за» проведения аудита, а также исполнять иные договоренности. Когда между двумя бизнес-леди возник конфликт – участница-руководитель не только нарушила соглашение, но и попыталась убедить суд, что оно не имеет юридической силы, так как условия должны были содержаться в уставе, а не в корпоративном договоре. Однако суд сохранил силу договоренностей, так как императивным запретам закона они не противоречили.

Заключение

У корпоративного договора больше плюсов, чем минусов. Он заранее определяет правила игры и не позволяет забыть договоренности. Он страхует от обмана со стороны партнеров, позволяя взыскать с них компенсацию. Он фиксирует правила разрешения конфликта и выхода из бизнеса. Он – инструкция, которая предусматривает все возможные варианты поведения и исключает практически любые риски.

Многие бизнесмены еще не распробовали преимущества корпоративного договора. Но тот, кто пострадал от недобросовестных партнеров, вряд ли начнет новый бизнес без письменных правил.


Автор – Юлия Михальчук, адвокат по корпоративным спорам, лектор института дополнительного профессионального образования юристов М-Логос.