Мейд ин раша

Политика импортозамещения в российской промышленности за год не принесла успехов.

Российский Союз производителей овощей попросил правительство организовать тотальные проверки ввозимой продукции на границе и в торговых сетях. По мнению отечественных компаний, до 20% импортных томатов, огурцов и зелени содержит повышенное количество пестицидов и химикатов, которые увеличивают срок годности и снижают себестоимость. «Это приводит к недобросовестной конкуренции и снижает рентабельность новых проектов овощеводства в России», – жалуются производители.

Претензии овощеводов могут стать очередной проблемой для импортеров, которые и так страдают от российской политики импортозамещения и продуктовых санкций. Тотальные проверки, безусловно, повлияют на темпы и объемы поставок, и потребители столкнутся с дополнительным ростом цен. К зиме овощи обычно дорожают даже в благоприятных условиях ведения бизнеса, в это время года на импорт приходится до 70 процентов потребляемой в России продукции. Сейчас основными поставщиками овощей в Россию являются Китай, Турция, Марокко и Иран.

В середине сентября президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев рассказал о «стоимости» импортозамещения в продуктовой индустрии. «Для того чтобы мы полностью заместили своим производством по тепличным овощам, нам нужно 300 миллиардов рублей инвестиций», – говорил глава союза. По его словам, сейчас этот план выполнить невозможно из-за кризиса. «Падение рынка и спроса, высокая ключевая ставка, волатильность рубля, выросшая в два раза стоимость оборудования», – отмечал Королев. Также глава союза жаловался на отсутствие заградительных барьеров и низкую рентабельность овощного бизнеса в России (еще один признак того, что зимой производители в попытке повысить рентабельность могут повысить цены больше обычного).

Институт Гайдара в январе 2015 года оценил помехи импортозамещению машин и оборудования, сырья и материалов в закупках российских промышленных предприятий. Исследование проводилось путем опроса руководителей предприятий. Тогда едва ли не все аналитики твердили, что девальвация рубля поможет российской промышленности выйти из стагнации. В августе был проведен повторный опрос. В результате экономисты выяснили, что за прошедшие месяцы улучшений так и не произошло, писал заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло:  

Стагнация сменилась вялотекущей рецессией. Последняя, впрочем, больше пугает власти, чем предприятия, которые живут в реальном мире, адаптировались к нему и не питают иллюзий о ближайшем будущем. В такой ситуации оценки промпредприятиями реальных ограничений импортозамещения могут послужить хорошим дополнением официальных планов, отчетов и заявлений.

В частности, 76 процентов предприятий пищевой промышленности до сих пор не могут найти российские аналоги импортной продукции. Здесь речь идет в первую очередь о сырье, большей части которого компании лишились в августе 2014 года, когда были введены продуктовые санкции. Результатом стало обеднение ассортимента, снижение качества продукции и рост цен.

Предприятия, которым удалось найти аналоги, жалуются на качество сырья. В августе таких было 30 процентов компаний, тогда как в начале года показатель был зафиксирован на уровне 19 процентов. Цухло предполагает, что производители сельскохозяйственной продукции «расслабились» в условиях снижения конкуренции с импортерами и не позаботились о качестве продукции. Цены при этом поднять не забыли.

Похожая ситуация сложилась в машиностроении. В январе на отсутствие аналогов импорта жаловались 60 процентов предприятий, а к августу показатель вырос до 69 процентов. В этом случае, как предполагают экономисты, рост объясняется более жесткой оценкой ситуации в августе. В начале года у машиностроения не было стимулов и времени для поиска аналогов, а к сентябрю в связи с политикой властей и исчерпанием запасов компании все же начали эти поиски и обнаружили отсутствие аналогов.

Экономическая политика страны может быть ориентированной либо на экспорт, либо на импортозамещение, отмечает главный экономист «Альфа-банка» Ольга Орлова. Последнее кажется наиболее уместным, когда государство находится не в ладах с международными рынками. Однако опыт стран, которые делали ставку на импортозамещение, свидетельствует, что в долгосрочной перспективе такие государства проигрывали в экономическом росте тем, кто ориентировался на экспорт. Политика экспортоориентированного роста обладает как минимум одним преимуществом – она помогает создавать конкурентоспособный товар. В то же время у компаний, окруженных заботой государства, немного стимулов производить качественные товары. И российские потребители, судя по всему, скоро почувствуют это на себе.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Самое читаемое