Белорусскому рублю отрежут лишнее

Зачем Лукашенко поручил провести деноминацию национальной валюты. 

В начале будущего года в Белоруссии в соответствии с указом президента Александра Лукашенко начнется деноминация местного рубля в соотношении 1:10 000. Самая мелкая на сегодняшний день банкнота в 100 рублей будет заменена на монету достоинством в одну копейку. В обращение планируется выпустить восемь номиналов монет – 1, 2, 5, 10, 20 и 50 копеек, а также 1 и 2 рубля – и семь номиналов купюр –   5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 рублей. 

Если предположить, что к лету 2016 года курс рубля РФ в Белоруссии останется прежним – около 273 белорусских рублей, – то после деноминации один белорусский рубль будет стоить чуть более 36 российских рублей. Например, официальная средняя зарплата в стране составляет около семи миллионов рублей (более 25 тысяч рублей РФ). После деноминации эта сумма превратится в 700 белорусских рублей. Многие смогут получать зарплату одной купюрой – достоинством 500 рублей. Средняя пенсия составит 140 рублей. 

Сейчас в обращении находятся банкноты образца 2000 года. Их заменят на купюры образца 2009 года, которые изготовили шесть лет назад, когда началась подготовка к деноминации. Начало деноминации отложили в связи с мировым финансовым кризисом, на фоне которого ухудшилась ситуация в том числе в Белоруссии. На купюрах стоит подпись бывшего главы Нацбанка РБ Петра Прокоповича. Лукашенко уволил его в июле 2011 года после ухудшения состояния здоровья чиновника (Прокопович перенес операцию на сердце). В мае того же года в Белоруссии резко вырос курс доллара и других иностранных валют – власти девальвировали местный рубль на 56 процентов. Всемирный банк назвал девальвацию крупнейшей за последние 20 лет.   

Это третья по счету деноминация в Белоруссии. В 1994 году рубль лишился одного нуля, в начале 2000 года Нацбанк избавился еще от трех нулей. Если бы за все время не провели ни одной деноминации, сейчас коробок спичек стоил бы три миллиона рублей, а средняя зарплата составляла бы 70 миллиардов рублей. Отсюда легко вывести одну из причин деноминации – удобство расчетов. 

Кроме того, с помощью деноминации власти, как правило, пытаются подать сигнал жителям страны и всему миру, что ошибки в экономической политике остались в прошлом: мол, ускорения инфляции больше не будет, можно о ней забыть (а чтобы легче забылось, вот новые деньги). Если правильно подгадать со временем реформы, возможно, будет толк. 

Также деноминация может применяться как средство восстановления монетарного суверенитета. В странах с высокой инфляцией граждане обычно больше доверяют зарубежным валютам. Это давит на действующую власть – ЦБ не в состоянии контролировать объем денежной массы, а в монетарной политике повышается роль иностранных регуляторов. Если граждане поверят, что новые деньги лучше старых (то есть прежней инфляции больше не будет), они начнут больше использовать национальную валюту и постепенно переводить в нее свои сбережения. 

Есть еще одна – весьма неприятная для граждан – причина деноминации – желание властей заработать. Правительство может установить короткий срок обмена старых купюр на новые, и в результате не все успеют избавиться от бесполезных банкнот. Старые деньги, оставшиеся на руках населения, – это и есть доход правительства. Например, в 1976 году в Лаосе на обмен купюр дали всего один день, в Никарагуа в 1988 году деноминация длилась три дня. 

В соцсетях новости о деноминации встретили шутками о белорусских миллионерах и о курсе белорусского рубля к российскому. 

С 1960 по 2003 год в мире было проведено более 60 деноминаций. Добиться цели удалось не всем авторам реформ. В случае с Белоруссией если и получится сдержать инфляцию, то уж точно не с помощью избавления от нулей. Стране нужны реальные реформы, а не декоративные, какими бы полезными они ни были.