Когда государство повышает налоги с богатых

Почему богатые страны серьезно повышали налоги на богатство только один раз за 200 лет.

Разговоры о повышении налоговой ставки для самых богатых жителей в той или иной стране возникают постоянно. В 2011 году о повышении налогообложения говорил миллиардер Уорен Баффет, а в конце марта о повышении налоговой ставки попросили сразу 40 миллионеров штата Нью-Йорк.

Подобные предложения часто появляются и в России, хотя и не находят отклика у профильных министерств. Так, в конце января Минэкономразвития отказалось вводить налог на богатых жителей РФ. На данный момент в нашей стране действует единая (плоская) шкала налогообложения – вне зависимости от суммы своего дохода, каждый гражданин РФ отдает 13 процентов государству.

Профессоры Кеннет Скив и Дэвид Стэсеведж из Стэнфордского университета и университета Нью-Йорка соответственно решили посмотреть, когда страны облагали своих самых богатых жителей самыми высокими налогами. Для своего исследования ученые отобрали 20 стран и рассмотрели их налоговые системы на протяжение 200 лет.

Причиной такого интереса, по словам Скива и Стэсеведжа, стало несоответствие между растущим неравенством доходов граждан и неизменными налоговыми ставками.

Свои выводы учены опубликовали в марте этого года в книге Taxing the rich: A history of fiscal fairness in the United States and Europe.

Ученые выяснили, что казалось бы логичное предположение о том, что налоги должны расти в период наибольшего неравенства в доходах не соответствует реальному положению дел. Даже когда богатые страны перешли на прогрессивную налоговую шкалу в 19 веке, налоговая ставка оставалась на довольно низком уровне, а для самых богатых не превышала 10 процентов от дохода.

И лишь в середине 20 века Скив и Стэсеведж обнаружили значительный рост налогообложения – который, впрочем, в дальнейшем упал на 20 процентов. Авторы исследования решили выяснить с чем именно связан такой резкий рост. Сначала они предположили, что в этот период неравенство достигло особенно высоких значений, но это оказалось не так. Вторым предположением экспертов было, что именно в этот период времени, у власти находились наиболее либерально настроенные политики. Но и эта версия не нашла подтверждения.

В итоге Скив и Стэсеведж определили, что главный причиной роста налогов именно в этот период стала военная мобилизация. Именно в этот исторический отрезок времени на первый план вышел вопрос «справедливости», объясняют эксперты, так как большинство граждан, которые шли в армию принадлежали к среднему классу или к семьям с низким достатком. «Риторика в эти года была: если ты призываешь на войну рабочую силу, то нужно “призвать” и капитал», – объяснил Скив в интервью изданию The Atlantic.

Авторы исследования поясняют, что более высокие налоги будут приняты обществом только в том случае, если в нем существует консенсус о том, что богатые получают от государства больше привилегий, чем они отдают ему в виде налогов. Свою теорию авторы назвали компенсаторной теорией налогообложения. Скив и Стэсеведж отмечают, что граница, когда эта теория начинает действовать, достаточно высока – во время войны множеству людей пришлось погибнуть прежде, чем повышение налогов для самых богатых стало казаться приемлемой идеей.

Сегодня, по мнению авторов, эта теория менее релевантна, чем 60 или 70 лет назад. «Можно было бы предположить, что сегодня должны появиться какие-то новые компенсаторные аргументы, но на практике этого не происходит», – рассказал Скив The Atlantic. Сложно представить, что должно случиться для этого, добавляет он.