Как попытаются спасти российскую автомобильную промышленность

Новый формат господдержки направлен на увеличение экспорта и локализации производства.

Российское правительство разрабатывает новый план по привлечению иностранных инвесторов в автомобильную промышленность, сообщил «Коммерсантъ». Падение продаж привело к заметному простою российских заводов, и так называемая «третья промсборка» должна увеличить локализацию производства иномарок в России, оживить рынок и увеличить российский экспорт автомобилей и деталей.

Как объясняет «Коммерсантъ», под промсборкой понимаются соглашения между международными автоконцернами и российским правительством. По условиям этих соглашений компании обязуются частично локализовать свое производство машин в России в обмен на таможенные льготы и господдержку. В рамках первой волны промсборки (действует с 2005 года) каждая компания должна была запустить местное производство объемом до 25 тысяч машин в год с локализацией в 30%. Вторая волна соглашений началась в 2011 году, и тогда от компаний требовали создавать производства мощностью в 300-350 тысяч машин в год с локализацией на уровне в 60%, а также инвестировать в НИОКР. Для большинства компаний срок действия соглашения истечет в 2017-2018 годах.

В итоге совокупные мощности российской автомобильной промышленности на сегодняшний день — около 3,44 миллиона автомобилей в год, однако реализовать значительную часть этих объемов не удается. В 2015 году, по данным агентства «Автостат», в России было продано лишь около 1,6 миллиона легковых и легких коммерческих машин. Произведено было около 1,2 миллиона машин. То есть несмотря на довольно высокую степень локализации отечественного автопрома (более 75% проданных машин произведено в России), российские заводы задействованы не более чем на 35%.

В 2016 году, по данным Росстата, ситуация может оказаться еще хуже. По итогам первого квартала, в стране было произведено около 345 тысяч легковых машин (на 25% меньше по сравнению с прошлым годом) и около 37,9 тысяч грузовых автомобилей (на 10% больше, чем в прошлом году).

Впрочем, даже в рекордном для российского авторынка 2012 году было продано около 2,9 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей. То есть при текущем уровне локализации загрузка российский заводов, конечно, почти удвоилась бы, но всё равно осталась на уровне 60-65%.

В мае 2016 года компания BCG опубликовала прогноз по российскому автомобильному рынку, в котором говорилось, что около 3-6 заводов из имеющихся двух десятков могут быть закрыты. В первую очередь под угрозой находятся предприятия, работающие преимущественно на экспорт, а также недавно открывшиеся производства.

В рамках третьей волны промсборки, как объясняют источники газеты «Коммерсантъ», планируется «углубить» локализацию. Иными словами, в рамках предыдущих соглашений компании перестраивали свое производство так, что собираемые в России компоненты всё равно требовали импортных деталей. С ростом курса такое производство становится всё менее выгодным.

Впрочем, как уже говорилось, даже в пиковом состоянии российский авторынок не может «насытить» мощности, доступные на заводах. Поэтому остается еще вопрос экспорта. По итогам 2015 года Россия продала около 106 тысяч легковых машин, главным образом — в страны СНГ и ближнего зарубежья. Как объясняет «Газета.ру», падение продаж объясняется, в частности, прекращением поставок на Украину (по политическим причинам) и значительным снижением экспорта в Казахстан (из-за новых сборов).

В рамках третьей «промсборки» также появится принципиально новый пункт в соглашениях, объясняет источник «Коммерсанта». Критерием для получения господдержки станет «размер интеграции локальных производственных активов в глобальную цепочку поставок — причем речь идет об экспорте не только машин, но и автокомпонентов».

В марте этого года правительство уже объявляло о планах по стимулированию экспорта машин — в частности, Минпромторг ставит цель в 25% от общего объема производства. Достичь такой отметки планируется за счет выхода на новые рынки: Алжир, Иран, Египет, Европа, Куба, Вьетнам, Индия и Мексика по прогнозам ведомства должны купить в 2016 около 55 тысяч машин. Российским и зарубежным автоконцернам будут предоставлять господдержку — например, в виде снижения пошлин на перечисленных рынках, а также субсидий на производство и сборку машин для экспорта. Однако на тот момент речь шла преимущественно об отечественных производителях — зарубежные концерны на такой формат работы смотрели как минимум с осторожностью, объясняет «Газета.ру».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.