Одиннадцатая казнь египетская

Египту грозит очередной переворот, на этот раз из-за катастрофической нехватки сахара и других ключевых продуктов.

Египет за последние годы пережил немало потрясений, но новая угроза по-настоящему угрожает стабильности в стране. Недовольство правлением президента Ас-Сиси вскоре может достигнуть пика из-за того что египтяне испытывают острую нехватку...сахара. Сахарный дефицит длится в стране уже больше недели и египтяне, для которых сахар является одним из важнейших ингредиентов как народной кухни, так и просто повседневной жизни, находятся на грани. New York Times рассказывает, почему лучше не переходить дорогу сладкоежкам.

Сахар играет в египетской кулинарной культуре настолько большую роль, что государство субсидирует его для значительной части населения уже многие годы. Одно из самых любимых национальных блюд, пудинг ом али, практически полностью состоит из сахара, а в чай в Египте кладут по 3-5 ложек. Во многом поэтому примерно одна пятая египтян страдает от диабета, но любовь к сладостям в стране от этого не ослабевает.

Нынешний сахарный кризис катализировал недовольство президентом Ас-Сиси и ввергнул страну в состояние паники. Нехватка столь базового продукта стала лишь одним из многих признаков стремительного падения египетской экономики, которое продолжается со времени политических переворотов 2011 года. Египетский фунт на черном рынке сегодня продается за 6 центов — вдвое меньше, чем всего год назад. Туристическая индустрия переживает глубокий кризис. Инфляция достигла семилетнего пика и составила 15,5% в августе.

Сахар не первый продукт повседневного спроса, который исчез с полок магазинов в Египте (ранее в этом году покупатели уже сталкивались с отсутствием масла), однако именно его отсутствие стало для египтян самым сильным ударом. В маленьких магазинах сахар не продают уже много недель, а на крупных рынках, где его все еще можно найти, драгоценный песок выдают не больше чем по килограмму в одни руки. Стоимость сахара также подскочила на 30% по сравнению с ценами двухлетней давности.

Египтяне винят в кризисе президента, который в попытке спасти экономику сократил расходы на субсидированные продукты, в число которых входил и сахар, на 14%. Такого в Египте не видели со времен Первой мировой, и население стремительно теряет терпение. Первыми под горячую руку правосудия попали укрыватели товаров: правительство создало горячую линию, куда о них могут сообщать все желающие. Недавно во всех египетских медиа бурно обсуждался арест человека, укрывавшего 10 кило сахара.

Ахмед Камаль, помощник министра, ответственный за субсидированные продукты, винит во всем частный сектор, слабость египетской валюты и рост цен на поставки сахара. По его словам, частные импортеры должны были ввести в Египет 800 тонн сахара, около четверти от годового потребления в стране, но не справились с задачей в свете экономической ситуации. Камаль также не преминул обвинить частных предпринимателей в том, что они укрывают сахар с целью повысить цены и сотрудничают с коррумпированными медиа, чтобы поднять градус истерии.

Впрочем, большинство египтян все-таки винит в сахарном кризисе само правительство и в особенности президента Ас-Сиси. Социальные медиа Египта пылают обвинениями в сторону президента. Видео с жалобами набирают миллионы просмотров даже несмотря на то, что СМИ либо не публикуют их вовсе, либо вынуждены удалять их вскоре после обнародования. В Александрии из-за нехватки сахара и других продуктов даже произошел первый с 2011 года случай самосожжения в стране: перед тем как поджечь себя перед объективом камеры неизвестный египтянин говорит “Я не могу позволить себе еду”.

“По телевизору нам говорят, что Египет поднимается с колен, а бедное население не может найти килограмм риса”, - рассказывает в своем видео на Facebook Мустафа Абду, водитель рикши, гневное послание которого посмотрели почти 5 миллионов человек.

Сегодня 88% населения Египта — около 80 миллионов человек — могут покупать субсидированные продукты в магазинах, используя выданные государством электронные карточки. В стране, где четверть населения живет в бедности, а еще миллионы едва сводят концы с концами несмотря на то, что имеют работу, продовольственные карточки были настоящим спасением. Однако с началом сахарного кризиса магазины, продающие субсидированные товары, и вовсе начали закрываться, в страхе что полиция обвинит их в укрывательстве товаров или несоблюдении квоты на продажу.