И все поголовно в белых штанах

Почему уместно сравнивать Россию и Бразилию.

Недавно мы писали о том, как руководство Бразилии масштабно замораживает государственные траты, чтобы вывести государство из системного кризиса. К похожим мерам прибегает и российское правительство, - впрочем, не делая громких заявлений о мерах экономии.

Уже на протяжении многих лет две страны испытывают схожие проблемы - хотя результаты борьбы с ними подчас различаются. Бразилия - вообще, может быть, наиболее удобный кейс для сравнения с Россией: нет больше на планете страны, которая была бы близка нам и по площади, и по населению, и по уровню жизни.

Схожие параметры

По последним данным, в России проживают порядка 146,7 млн человек, а в Бразилии - около 206,8. Разница довольно большая, однако стран в "весовой категории" от 100 до 300 млн на планете не так уж много. По большей части это крайне густонаселённые страны, которые значительно уступают России и Бразилии по площади: к примеру, Мексика и Индонезия занимают лишь около 1,9 млн квадратных километров (против 16 и 8 млн у России и Бразилии соответственно).

Миллиардные Китай и Индия, хоть и также входят в БРИКС, - всё же страны гораздо менее релевантные для сравнений с Россией, равно как и США, чья экономика значительно мощнее.

Бразилия и Россия же близки и по параметру ВВП: по данным МВФ, Бразилия занимает по этому показателю 9-е место в мире, а Россия - 13-е. ВВП на душу населения в России - 9243 доллара в год, а в Бразилии - 8670, что также помещает их на соседние позиции в рейтингах (шестой и седьмой десяток).

Обе страны значатся в списке стран с “высоким” уровнем человеческого развития по версии ООН. Это крупнейшие после КНР страны в этой категории.

Схожие проблемы

Рассуждения о ресурсной зависимости российской экономики давно стали общим местом. Бразильцы испытывают ту же проблему: по данным правительства страны, более половины бразильского экспорта за 2015 год приходились на сырьё.

Правда, в данном случае под сырьём подразумевают не только полезные ископаемые, но и такие продукты, как соя и кукуруза, которые производятся в Бразилии, но перерабатываются уже за рубежом.

Как и Россию, Бразилию аналитики относят к числу стран с наиболее неравным распределением богатств. Удачной мерой против неравенства стала программа Bolsa Familia, которая была запущена в 2003 году.

Как пишет Bloomberg, эта инициатива президента Лулы да Силвы стала международной моделью по искоренению бедности, однако времо успехов 2000-х годов осталось позади: экономика продолжает зависимость от цен на сырьё, и по мере снижения цен на нефть Бразилия испытывает всё большие проблемы.

Сходство Бразилии и России в некоторых аспектах носит почти анекдотический характер: именно в годы спада экономики обе страны взгромоздили на себя расходы на проведении Олимпиады и Чемпионата мира по футболу. В обоих случаях спортивные стройки стали поводом для разговоров о коррупции, однако в Бразилии их хватило на целую волну протестов, прокатившуюся по стране накануне ЧМ-2014, а в России коллективная гордость за проведение этих мероприятий оказалась сильнее.

Важный нюанс

Принципиальная разница между двумя странами лежит в политической плоскости. Несмотря на то, что Бразилия также является президентской республикой, в стране сложилась более конкуретная общественно-политическая система.

Так, по итогам выборов в 2014 году, в парламенте страны заседают представители аж 28 политических партий и движений из всех уголков политического спектра. У самой популярной из партий на выборах было всего лишь 14% голосов, что делает бразильский парламент одним из самых плюралистических в мире. Разумеется, мелкие партии объединены в коалиции, но и их в парламенте там целых три: одна проправительственная и две оппозиционных.

Вдвойне удивительно, что история бразильского парламентаризма не сильно длиннее российской: последняя военная хунта была свернута лишь в 1985 году - тогда же, когда в СССР началась “перестройка”.

Парламентская дискуссия обеспечивает вариативность подходов к решению экономических проблем. Если в 1990-е годы правительство придерживалось в основном либерального курса, ставившего целью привлечение инвестиций, то в последние полтора десятилетия  меры правительства стали более социально ориентированными.

Апогеем политической борьбы стал коррупционный скандал вокруг президента Дилмы Русеф, который закончился её импичментом в начале 2016 года.



Тем временем в России выстроена принципиально иная политическая система, фактически не обременённая конкуренцией за руководящие позиции в федеральном масштабе. Устоявшийся общественный договор подразумевает крепкую “вертикаль власти” и находящуюся над всеми возможными конфликтами фигуру президента-арбитра.

К середине 2010-х годов две страны подошли с похожими экономическими и социальными показателями. Судя по всему, решаться их проблемы будут разными методами. На примере этих двух кейсов экономисты и политологи смогут понять, что же всё-таки эффективнее: жёсткий административный контроль или политическая конкуренция.