Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:
Публикация читателя iBusiness.ru

Постановление не про WiFi: продолжение последовало. На принтере появилась турбокнопка

20 августа, в 13:05

Совсем недавно я писал про постановление Правительства от 31.07.2014 № 758 об идентификации пользователей интернета и высказывал предположение о том, что авторы документа не совсем поняли, что же они написали. Подтверждением этого, на мой взгляд, являются впечатляющие комментарии к нормативному акту, в первую очередь от ведомства его написавшего – Минкомсвязи, которое, не указывая номер постановления Правительства, допустило возможность использования провайдерами способов идентификации, правилами оказания услуг связи не предусмотренными. Еще дальше пошел Артем Ермолаев, руководитель департамента информационных технологий Москвы. Он вообще решил опровергнуть введение новых требований. В сложившейся ситуации вынуждено было сказать свое слово устами пресс-секретаря премьера и Правительство. Наталья Тимакова сообщила, что «в закон, норма которого предусматривает запрет на анонимный Wi-Fi, могут быть внесены изменения».

Вчера на сайте Минкомсвязи появился новый комментарий «Утверждены разъяснения к порядку идентификации пользователей для доступа к Wi-Fi в публичных местах». В нем, опять без ссылки на номер и дату постановления Правительства, сообщалось что оператор связи, перед открытием доступа в интернет, может предложить пользователю ввести номер своего мобильного телефона, на который будет направлен код для подтверждения введенных данных, либо указать свою фамилию, имя и отчество, которые подтверждаются учетной записью на Едином портале государственных услуг, документом, удостоверяющим личность, или иным способом, не противоречащим законодательству. Я даже растерялся. Что, опять?!

Наши аналитики исследовали ситуацию и принесли искомую сахарную косточку – Постановление Правительства РФ от 12.08.2014 № 801 с уже «горячо любимым» названием «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

На самом деле это не про некоторые акты. Это конкретно про правила оказания универсальных, телематических услуг и услуг передачи данных. Тех самых, в которые за две недели до этого уже были внесены изменения тем самым постановлением № 758. Каких-либо упоминаний об этом ни в новом постановлении, ни в комментарии регулятора на официальном сайте, естественно, нет.

Что же поменялось на этот раз? Во всех трех правилах в дополнение к «паспортной» идентификации пользователя интернета добавилась возможность идентификации «либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», или достоверного установления абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи». Т.е. те способы, о которых было сообщено в первом комментарии Минкомсвязи, но которых в предыдущем постановлении не было. Изменения вносятся как раз в новые пункты, добавленные в правила 31 июля.

Но это не все. Как это принято для документов с названием «О внесении изменений в некоторые…», там поставлена такая незаметная растяжка, привязанная к чеке небольшой бомбы. В первых абзацах п.24.1 правил оказания услуг передачи данных и п.17.1 правил оказания телематических услуг исключены слова «оператора связи». Простенько так и со вкусом. Как выглядят абзацы теперь, в постановлении и комментарии ведомства, естественно, не сказано.

А редакция у них теперь весьма интересная. «В случае заключения срочного договора об оказании разовых … услуг связи в пунктах коллективного доступа осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оконечного оборудования оператора связи». Простите, а кто же осуществляет теперь идентификацию? Вы уже, конечно, догадались? Да, правильно. Персонал кафе или аэропорта, где установлен Wi-Fi-роутер, администрация парка Горького и московского метрополитена и т.д. Правда, постановлением на них такая обязанность прямо не возложена, и оператору связи, предоставляющему доступ в интернет, придется прямо указать об этом в договоре с клиентом-юридическим лицом, чтобы выполнить требование правил оказания услуг связи. И какая-нибудь «Сладкарница» окажется теперь перед непростым выбором – отказаться от Wi-Fi, из-за которого именно в это, а не другое кафе приходит значительная часть посетителей, требовать с посетителей паспорта и фиксировать эти данные перед выдачей или не соблюдать условия договора с оператором.

Последний вариант раскручивает еще один клубок проблем. Поскольку ответственности за невыполненную идентификацию пока вроде бы нет, владельцу кафе это вроде бы никак не угрожает. Но не будем забывать, что за требованием идентификации стоит СОРМ, несоблюдение требований к которому чревато приостановкой, а то и лишением оператора лицензии. Значит, ответственность владельца кафе будет определяться в рамках регресса, т.е. требования оператором возмещения убытков в связи с приостановкой или отзывом лицензии. Все задумались.

Я понимаю, что призывать думать, прежде чем писать нормативные правовые акты – это голосить в пустыне. Но хоть кто-то за такие перлы должен отвечать? По все чиновничьим нормам господин Ермолаев должен уйти в отставку – он дал заведомо ложную информацию о требованиях постановления правительства страны. Должны полететь головы в Минкомсвязи, которые придумали сначала первый документ, а через две недели, еще немного подумав, изменения в него. Кто-то должен разобраться, в чем причина сложившейся ситуации, и чья конкретно некомпетентность к этому привела.

Владельцам коллективных точек доступа в интернет я теперь не завидую. У них нелегкий выбор, и все стрелки переведены на них.