КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

5 ключевых отличий российского рынка ECM

Российский сектор ECM в целом подражает мировому — однако с небольшим запозданием и со своей спецификой. Вот 5 самых важных особенностей отечественного рынка
04 марта, в 17:24

Понятие ECM (Enterprise Content Management, управление корпоративными информационными ресурсами) несколько шире, чем привычное российским пользователям СЭД. По определению Gartner, ECM — это стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов.

Оценки объемов мирового ЕСМ-рынка разнятся, но эксперты сходятся в одном — сектор стабильно растет на протяжении последних лет. По оценкам Gartner и IDC, по темпам роста он опережает рынок программного обеспечения в целом.

Российский рынок внешне становится все более похожим на мировой. Пережив фазу интенсивного развития и постепенно успокоившись, он вышел на «продвинутый» европейский уровень (рост на 8 – 10% в год).

Основные стимулы применения ECM как для российских, так и для зарубежных клиентов — это повышение эффективности работы с документами, снижение операционных затрат и оптимизация бизнес-процессов.

В целом все тенденции мирового рынка ECM и все ключевые факторы его развития в равной степени применимы и к России, но с учетом коррекции, отражающей ее действительность. Тем не менее отечественный рынок достаточно специфичен. Мы отобрали 5 самых заметных отличий.

1. Высокий потенциал рынка

Российский ECM-рынок перешел в фазу насыщения, демонстрируя стабильный спрос. Так, к началу 2015 года лишь 2% компаний не используют и не планируют использование IT-решений в области управления корпоративным контентом, по данным Docflow.

«Проникновение ECM-систем стало массовым для организаций среднего и крупного размера», — рассказал Дмитрий Шушкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Россия.

Тем не менее структура спроса на ЕСМ-решения на российском и мировом рынках пока различна.

«На мировом рынке на долю СЭД приходится около 40% общих продаж ECM, а также наблюдается высокая динамика роста спроса на open source решения», — рассказал Сергей Плаунов, руководитель направления BPM и ECM компании КРОК. В России же на СЭД выпадает более 50% поставок, а решения на базе открытого ПО только получают распространение.

«Это означает, что российские потребности непосредственно в ECM-платформах еще не закрыты, а значит, потенциал роста рынка еще высок», — пояснил Сергей Плаунов.

2. Большая доля госсектора

Другой ключевой фактор развития российского рынка связан с большой долей госсектора с его недавними нововведениями, такими как электронное правительство и межведомственный электронный документооборот, диктующими необходимость автоматизации обмена документацией.

«Доля госсектора в российских проектах СЭД/ECM традиционно одна из самых значительных», — рассказал Сергей Плаунов. Например, в 2013 году на него пришлось более 25% рынка.

«В России традиционно доля рынка госсектора весьма значительна. В этом отношении европейский рынок явно меньше», — подтвердил Иван Тарханов, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies. Тем не менее в текущем году при общем сокращении бюджетов госучреждений ситуация может поменяться.

«Сохранению доли проектов в госсекторе может способствовать курс на импортозамещение, но в данный момент мало кто верит, что в госструктурах может начаться массовое импортозамещение, тем более в сфере IT, скорее, этот процесс будет вялотекущим. Похожую ситуацию мы уже наблюдали в кризис 2008 года», — объяснил Александр Назаров, руководитель отдела продаж компании Haulmont.

Сам же фокус на импортозамещение играет на руку российским разработчикам.

«В настоящий момент российские платформы заметно повысили свою конкурентоспособность по сравнению с западными решениями. Основные причины этого в том, что они не привязаны к валютному курсу, а также подпадают под стратегию «импортозамещения», продвигаемую государством», — подтвердил Алексей Чернышев, эксперт департамента корпоративных систем Digital Design.

3. Акцент на электронной канцелярии

Так сложилось, что в России наиболее востребованными компонентами являются электронная канцелярия и согласование документов и договоров, а на Западе эти функции, наоборот, не востребованы.

«Это основное отличие российских заказчиков от зарубежных. В российских компаниях сохранилась устаревшая и «неповоротливая» система канцелярского делопроизводства и согласования документов, и ее специфику необходимо учитывать», — пояснил Александр Назаров. В России также, по словам Назарова, востребованы функции контроля исполнительской дисциплины, растет спрос на автоматизацию тендерных процедур.

«Если внедрения ECM на Западе начинаются с задачи создания инфраструктуры хранения контента и соответствующих прикладных задач (Record management, Digital Asset Management), то в России — с автоматизации классического делопроизводства и затем прикладных процессов обработки документов, например договорного процесса и т.д.», — подтвердил Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн». Таким образом, по словам Андреева, на Западе ECM — это в первую очередь инфраструктура управления контентом, в России же СЭД/ECM — это в первую очередь прикладные решения. Но вполне возможно, что в будущем разница станет не столь заметна.

«В последнее время, по мере решения проблем автоматизации базовых прикладных задач, российский рынок стал более чувствительным и к созданию инфраструктуры», — пояснил Владимир Андреев.

4. Привязка к бумаге

Российский рынок пока не может полностью оторваться от бумаги. Шаги в этом направлении идут достаточно давно, однако до полной независимости пока далеко.

«В мировом ECM сделано всё, чтобы отойти от первичного представления документа в печатном виде. В некоторых системах полностью отсутствуют средства просмотра отсканированных образов. На российском рынке, напротив же, это очень востребованные функции: пользователи не могут избавиться от желания просмотра, печати и традиционного представления документа на бумаге», — рассказал Иван Тарханов.

5. Ощутимое влияние квалификации игроков

Западный рынок ECM оформился достаточно давно. И разработчики, и заказчики в целом обладают хорошей экспертизой. Они продолжают совершенствоваться, однако на общем фоне это не так заметно, и рынок не штормит.

Российский рынок долгое время выступал в роли догоняющего. Когда на Западе компании активно внедряли ECM-системы, российские только начинали знакомство с ними. Качественный рывок произошел не так давно. Поэтому отечественный сегмент в гораздо большей степени, нежели мировой, ощущает на себе эти перемены и вынужден подстраиваться под них.

«В предыдущие годы разница в векторе развития российских и западных ECM-решений была больше, чем сейчас. Российские решения были в роли догоняющих, но в последнее время разница нивелировалась и российские разработчики всё более пристально следят за мировыми трендами и пытаются соответствовать им не только на словах, но и на деле», — пояснил Иван Тарханов.

«На развитие российского рынка ЕСМ влияют и такие факторы, как повышение сложности управленческих задач, рост культуры новых руководителей в области управления и IT, необходимость быстрого принятия управленческих решений», — рассказал Дмитрий Шушкин, ссылаясь на данные IDC.