КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

Бизнес с китайскими компаниями: теория и практика

Эксперты рассказывают о перспективах российско-китайского сотрудничества, о правилах договоров с китайскими компаниями и расчетов в юанях
29 августа 2014, в 15:21

Российское руководство рассчитывает к 2020 году увеличить годовой товарооборот с Китаем до $200 млрд. Эксперты рассказали iBusiness, каковы реальные перспективы российско-китайского сотрудничества, что будет ему мешать и как надо поступать российской компании, которая решила вести бизнес с китайскими партнерами.

Аналитик управляющей компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин уверен, что расширение грузооборота в восточном направлении будет происходить уже в ближайшие годы: «Это и раньше была, несомненно, актуальная задача. Например, в части развития восточного экспорта российских зерновых и оптимизации в других сегментах внешнеторговых операций. Но резкое осложнение отношений с американскими и европейскими внешнеполитическими партнерами стало серьезным дополнительным стимулом, подтолкнувшим правительство к конкретным шагам в этом направлении».

Максим Клягин

По мнению Клягина, основным драйвером российской экономики будет выступать расширение внешнеторговых операций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в целом, но в первую очередь именно с Китаем. «Увеличение поставок будет носить двусторонний характер (учитывая новые контракты по сырьевому экспорту), но в краткосрочной перспективе следует ожидать преимущественно расширения объемов китайского импорта на фоне ограничений ввоза продовольствия из США, Канады, Австралии и ЕС», — утверждает представитель «Финама».

Начальник аналитического отдела информационного агентства «Крединформ» Валерий Скобелев не столь оптимистичен: «Российский бизнес уже имеет устоявшиеся деловые взаимоотношения с Китаем. Стоит принять во внимание, что основой данного сотрудничества является низкая стоимость товаров, произведенных в Китае. Однако надо учитывать, что существует ряд условий, когда необходимо применение более качественной и технически продвинутой продукции».

Валерий Скобелев

Учитывая данные факторы, в «Крединформе» считают, что разительного разворота в сторону Азии вообще не произойдет. «Естественно, что существующие на данный момент российские компании, которые использовали европейские и американские продукты (сырье), имеющие возможность замены на китайские аналоги, с большой вероятностью предпримут шаги к установлению сотрудничества с китайскими компаниями. Но к массовому отказу от европейской и американской продукции это не приведет. К тому же в некоторых отраслях возможно увеличение интереса к Латинской Америке, особенно к Бразилии, которая также входит в БРИКС», — подчеркивает Скобелев.

Иной позиции придерживается глава компании Corum Underground Mining Ильдар Салеев. Он указывает на тренды последних месяцев, свидетельствующие о том, что переориентация на Китай не только возможна, но уже находится в фазе реализации. «Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером России: товарооборот между двумя странами по итогам 2013 года составил почти $89 млрд с озвученной перспективой — $100 млрд в 2015 году. Россия также входит в десятку крупнейших партнеров Поднебесной. Экономика Китая характеризуется высокой степенью импортозависимости по ряду продуктов (сырая нефть, газ, продукция черной металлургии и т.д.), требует постоянного увеличения энергопотребления и стремится максимально диверсифицировать стратегический импорт», — аргументирует Салеев.

Ильдар Салеев

Среди примеров успешных российско-китайских проектов Салеев приводит строительство блоков Тяньваньской АЭС в Харбине, сотрудничество в составе БРИК по увеличению сельхозтоварооборота, весьма вероятное создание плавучих АЭС для обеспечения энергией островных территорий и месторождений по добыче углеводородов на шельфе, а также ряд инициатив в формате Китай — Россия — Монголия.

В то же время Салеев отмечает сложности в отдельных сегментах: «Переориентация, к примеру, машиностроительной отрасли на Китай возможна только в перспективе 3 – 5 лет. Это связано с необходимостью стандартизации и сертификации продукции, а также переквалификации поставщиков. При этом могут возникнуть проблемы, связанные со сроком поставки и частично — с качеством. Существует риск, что китайцы не будут готовы предоставлять комплексные решения. В этом случае увязку оборудования и проектирование комплексов нужно будет осуществлять в России неопытными кадрами, что приведет к ухудшению производительности комплексов и удлинению сроков инсталляции».

Транспортно-логистический аспект

Директор по стратегическому развитию 3PL-провайдера LogLab Галина Гельфанд в качестве ключевой проблемы российско-китайского партнерства рассматривает состояние транспортной инфраструктуры. По ее мнению, эта инфраструктура не вполне способна обеспечить перераспределение грузопотока и его дальнейшую бесперебойность в работе с предполагаемыми объемами.

Галина Гельфанд

«В общей практике наиболее широко применяются несколько транспортных коридоров из Китая в Россию. Основной — с использованием нескольких видов транспорта: контейнерная перевозка морем до Санкт-Петербурга или до Владивостока, после чего товар перегружается на железную дорогу и следует до конечного пункта назначения. В качестве альтернативы клиенту зачастую предлагаются железнодорожные и авиаперевозки. Соответственно, при значительном увеличении товарооборота с Китаем возникнут простои в Забайкальске, Владивостоке и Находке. Максимальная возможная дополнительная нагрузка на инфраструктуру по приблизительным подсчетам — это плюс 30%», — констатирует Гельфанд.

Тем не менее кажущиеся фантастическими планы России увеличить товарооборот с Китаем в 2 раза за 5 лет при определенных обстоятельствах могут воплотиться в жизнь. «К этой цели нас может приблизить запуск большего количества УКП (ускоренных контейнерных поездов). Кроме того, не будем забывать про автоперевозки с Китаем. Большинство транспортных компаний не очень любит прибегать к ним на длинных дистанциях, так как риски очень высоки в связи с вынужденным перегрузом и другими особенностями автоперевозок. Однако по нашему опыту для ряда клиентов как раз это — оптимальный вариант. Так, в 2013 году мы организовали порядка 100 поставок, до 150 тонн каждая. Запчасти «Камминз КАМА» успешно прошли 6500 – 7000 км по довольно сложной трассе», — рассказала эксперт LogLab.

Максим Клягин также считает логистическую инфраструктуру в восточном направлении недостаточной. Помешать планам могут и объективные дополнительные расходы, связанные с «длинным плечом». «Задача снижения подобных издержек требует дополнительных инвестиций в развитие транспортной сети и расширение числа инфраструктурных проектов. Учитывая масштаб капитальных затрат, быстрое и эффективное решение этой задачи возможно только при серьезном государственном участии», — уверен эксперт.

Подводные камни китайских договорных отношений

Как отмечает Валерий Скобелев, договорная работа в Китае имеет целый ряд особенностей, которые надо учитывать российским предпринимателям. «Следует всегда помнить, что КНР стоит на страже интересов своих производителей. Например, подсудность договоров китайскому законодательству чревата «однобоким» судебным процессом — естественно, не в пользу российского бизнеса. Кроме того, нужно понимать само отношение к договорной работе в Китае. Производители стараются минимизировать свою ответственность и заключать договоры поставок без оговорок по качеству, претензионной работе и т.п., внося в договор только минимально необходимую для регистрации контракта информацию. Нередко китайские производители заключают по два варианта контракта — один для покупателя, а другой для себя. Общая культура договорной работы в Китае значительно ниже европейской», — утверждает Скобелев.

Чтобы избежать убытков в результате недобросовестности партнеров, Ильдар Салеев советует использовать памятку, составленную на основе рекомендаций его юридических партнеров из компании China Window:

1. Основным языком контракта поставки, как и всех дополнений, изменений, приложений к нему, должен быть китайский язык. В случае рассмотрения споров в народном суде КНР и (или) арбитражной комиссии на территории КНР, судья и (или) арбитр могут назначить независимого переводчика в отношении документов, составленных не на китайском языке и используемых в рассмотрении спора. При этом качество такого перевода не может быть гарантировано.

2. Законный представитель китайской компании — это лицо, имеющее право подписи и право представлять компанию без доверенности, а также совершать от ее имени определенные действия. Согласно статье 13 Закона КНР «О компаниях», законным представителем может быть только председатель совета директоров (при наличии совета директоров), исполнительный директор (при отсутствии совета директоров) или управляющий (генеральный директор или директор компании). Законным представителем китайской компании может являться только одно физическое лицо. Законный представитель юридического лица в КНР должен быть зарегистрирован в органах промышленно-торговой администрации в КНР (далее — органы ПТА). При подписании контракта необходимо запросить от китайской стороны документ, удостоверяющий личность подписанта, и доверенность, если таким подписантом не является законный представитель.

3. Для того чтобы договор стал юридически обязательным для китайской компании, необходимо, чтобы на каждой его странице была проставлена круглая красная печать со звездочкой в центре или круглая красная печать для договоров с наименованием китайской компании.

4. Уполномоченному лицу китайской компании необходимо ставить подпись в виде китайских иероглифов, составляющих его фамилию и имя.

5. Китайская компания со 100-процентным китайским капиталом не имеет зарегистрированного наименования на английском языке. Поэтому в официальных документах необходимо использовать ее наименование только на китайском языке в соответствии с ее регистрационными данными.

6. В контрактах поставки и инвойсах на оплату должны быть указаны банковские счета, открытые в банках, расположенных на территории материкового Китая. Если китайская сторона предлагает делать перечисления на счет, указанный, например, в гонконгском банке, то это означает, что такой контракт поставки не будет официальным для соответствующих органов контроля и регулирования Китая.

7. Все документы по сделке с китайским контрагентом должны были оформлены в оригинале, так как в случае рассмотрения споров в народном суде КНР и (или) арбитраже, если китайская сторона не будет признавать эти документы, придется доказывать их подлинность и факт подписи обеими сторонами.

Трудности расчетов с китайскими партнерами

Отдельной проблемой является довольно специфическая финансово-банковская система КНР. В «Крединформ» обращают внимание прежде всего на практическое отсутствие в Китае института реализации товаров в кредит (с отсрочкой платежа), что является следствием слабого развития страхования бизнеса. Если какие-либо китайские компании работают на условиях реализации с отсрочкой платежа, то они, как правило, имеют европейское участие в капитале.

Юань не является свободно конвертируемой валютой, но внешнеторговые расчеты в нем вводятся в пробном порядке на ограниченной территории, при этом не распространяясь автоматически на все китайские компании. Corum Underground Mining и China Window предлагают несколько основных рекомендаций по особенностям расчетов в Китае.

Как иностранное предприятие может получить юани для осуществления внешнеторговых расчетов?

1. Экспорт в КНР и получение за свою продукцию юаней от китайского предприятия.

2. Получение финансирования в юанях в целях торговой деятельности от иностранного или китайского банка, который является участником программы по осуществлению внешнеторговых расчетов в юанях.

3. Обмен другой валюты на юани в иностранном банке, который является участником программы по осуществлению внешнеторговых расчетов в юанях.

Как иностранное предприятие может использовать юани?

1. Разместить на депозите в иностранном банке, который является участником программы по осуществлению внешнеторговых расчетов в юанях.

2. Обменять на другую валюту в иностранном банке, который является участником программы по осуществлению внешнеторговых расчетов в юанях.

3. Возвратить сумму ранее полученного финансирования в иностранный банк, который является участником программы по осуществлению внешнеторговых расчетов в юанях.

4. Выплатить компании, зарегистрированной на территории КНР, в рамках ведения внешнеторговой деятельности.

Каким образом происходит осуществление внешнеторговых расчетов?

Существует два способа осуществления расчетов в юанях. Первый способ (для Гонконга и Макао) состоит в расчетах через клиринговый банк, которым в настоящее время для Гонконга является Bank of China (Hong Kong), а для Макао — Bank of China (Macau). Второй способ (для всех территорий) состоит в расчетах по корреспондентскому счету при заключении корреспондентского соглашения между китайским и иностранным банком.

Какие банки в КНР предоставляют услуги по осуществлению внешнеторговых расчетов в юанях?

Услуги по внешнеторговым расчетам в юанях в КНР могут предоставлять коммерческие банки, имеющие возможности по осуществлению международных расчетов, а также открывшие банковские счета для китайских предприятий, участвующих в программе внешнеторговых расчетов в юанях, или корреспондентские счета для иностранных коммерческих банков.

В настоящее время к предоставлению услуг приступили основные банки КНР, включая:

1. Банк Китая (Bank of China).

2. Транспортный банк КНР (Bank of Communications).

3. Сельскохозяйственный банк КНР (Agricultural Bank of China).

4. Торгово-промышленный банк КНР (Industrial Commercial Bank of China).

5. Строительный банк КНР (China Construction Bank).

6. Торговый банк КНР (China Merchants Bank).

7. Шанхайский банк развития Пудуна (Shanghai Pudong Development Bank).