Ответственность – глобальная проблема аутсорсинга

CIO финансовой группы «Лайф» Алексей Пирогов о разочаровании в аутсорсинге, вере в «облака» и векторах ИТ-развития банковского бизнеса
21 ноября 2014, в 13:48

О том, действительно ли ИТ помогают оптимизировать расходы финансовых организаций

«Сначала надо задуматься о том, насколько расходы на ИТ встроены в стратегию развития бизнеса, и насколько они эффективны. Сегодня затраты на ИТ и телекоммуникации – самая крупная статья расходов в банке. Поэтому необходима, действительно, процедура разработки ИТ-стратегии и четкая система оценки эффективности затрат на ИТ. Один из наиболее прямых способов сделать это – внешний консалтинг и аудит. Наша Группа, к примеру, сотрудничает с независимым консультантом – компанией «Гартнер», которая обладает экспертизой международного уровня, позволяющей оценивать нашу ИТ-стратегию и ее потенциальную эффективность, а также давать нам ценные рекомендации.

Что же касается оптимизации самой банковской деятельности, то, разумеется, смысл любого ИТ-обновления или, как минимум, его приоритетная задача – дать возможность такой оптимизации. Эффективность обеспечивающих функций в группе «Лайф» считается как отношение роста выработки к увеличению совокупных расходов на содержание персонала. Мы исходим из того, что рост производительности должен опережать рост любых расходов на 10 процентов. То есть по группе установлен KPI коэффициента эффективности (мы называем его K-magic) – 1,1. Поэтому примитивной попытки оптимизировать расходы лишь за счет сокращения персонала у нас никогда не было. Нам важно не уволить людей, а эффективно их использовать».

Алексей Пирогов: «Мы исходим из того, что рост производительности должен опережать рост любых расходов на 10 процентов»

О росте интереса к мобильным решениям

«Безусловно, кредиты уменьшают свой вес в банковском бизнесе, но это не значит, что они отходят на второй план. Большая часть доходов, прибыли любого банка – это кредиты. Но <…> сейчас актуализируются те проекты, которые в некоторое время назад существовали как своего рода эксперименты. Это Интернет-клиент для физиков, мобильный банкинг, мобильные платежи и многое другое.

Сначала традиционные банки в целом были не очень активны в этих направлениях, поскольку некоторое время назад маржа по кредитам была существенно выше возможной маржи по таким проектам. Кроме того, срок окупаемости у них, как правило, пять-десять лет. Но сейчас, на мой взгляд, банковский бизнес сфокусировал внимание и на этих направлениях, поскольку все понимают, что надо в любом случае увеличивать долю комиссионного бизнеса в общих доходах любого банка, особенно это касается всевозможных платежных и дистанционных сервисов: пластиковых карт, Интернет– и мобильного банкинга. Делаются и первые пробные шаги в направлении такого вида банковского бизнеса как финансовое консультирование клиентов.

И это все необходимо автоматизировать. Но, как оказалось, не так много на рынке ИТ-индустрии игроков, которые готовы в этих или других новых направлениях предоставить готовые решения. То есть да, все готовы начинать писать ПО, адаптироваться к новым векторам, но чтобы взять на себя ответственность за конечный результат – такого, увы, нет».

О переводе с «бизнесового» языка на «айтишный»

«Да, такая сложность существует, и полностью эта задачка никогда не решается. Либо надо айтишников настолько переориентировать, что они перестанут быть айтишниками, либо, наоборот, бизнес заставлять отвернуться от бизнеса и изучать ИТ. Смысла нет ни в том, ни в другом. Поэтому у нас есть специальная «прослойка» – люди, которые умеют говорить на обоих «языках». Это технологи и аналитики. У нас они объединены в проектный офис, цель которого – прийти к бизнесу, поговорить, послушать, предусмотреть весь процесс целиком, написать техническое задание и дальше передать его программистам. Кроме того, есть аналитики, которые продумывают, как любой процесс, любое решение будет выглядеть и работать с точки зрения банковских операционистов, менеджеров и с точки зрения клиентов».

Об ИТ-аутсорсинге

«Три года назад я был настолько убежденным сторонником аутсорсинга, что максимально все, что только мог, отдал на реализацию внешним компаниям. Но с середины прошлого года я постепенно забираю часть этих услуг обратно. Почему это произошло? Потому что наши ожидания во многом не оправдались.

Мы предполагали получить от компаний комплексный аутсорсинг, то есть не обслуживание какой-то железки или процесса, а реализацию конечной цели – чтобы какая-то функция, ПО или сервис работали у конечных пользователей, у менеджеров и операционистов во всех регионах присутствия группы. А каким образом компания-аутсорсер добьется этого, нас, по идее, волновать не должно. На деле получилось иначе – мы не сумели договориться ни с одним аутсорсером о полноценной передаче какого-то сервиса на обслуживание, в каждом случае мы натыкались на границы их возможностей. Вероятно, российским ИТ-компаниям пока не интересно развивать полный аутсорсинг.

Алексей Пирогов: «Мы не сумели договориться ни с одним аутсорсером о полноценной передаче какого-то сервиса на обслуживание»

Еще одна глобальная проблема аутсорсинга – вопрос ответственности. Аутсорсер либо не хочет отвечать за весь комплекс вопросов, либо готов взять на себя ответственность только за очень большие деньги, которые уже делают аутсорсинг финансово невыгодным. Так что в этом направлении есть определенные проблемы и вопросы».

О векторах компьютерного развития в банкинге в ближайшие пять лет

«Я не думаю, что вектор серьезно поменяется. Да, будет развиваться дистанционное банковское обслуживание, но это направление очень зависит от решений и политики регулятора. Если, например, обязательными для банков будут точки физического присутствия, подпись при каких-то операциях, то вряд ли можно будет вести речь о чистом онлайн-банкинге.

Такая ситуация вполне возможна, учитывая, насколько сейчас во всем мире ужесточаются правила регулирования и осуществления денежных операций. Поэтому, на мой взгляд, новые возможности будут появляться, скорее, дополняющие, а не радикально меняющие банковскую жизнь. То есть развитие, полагаю, будет эволюционным, а не революционным.

Алексей Пирогов: «Новые возможности будут появляться, скорее, дополняющие, а не радикально меняющие банковскую жизнь»

Из серьезных изменений, технологичных, но не слишком заметных пользователям и клиентам, будет уход банков в «облака». Я сам довольно скептически относился к этому долгое время, но сейчас понимаю, что это правильный вектор развития. Главным препятствием для «облаков» в банковской сфере могут послужить соображения безопасности, но уже сегодня там используются вполне адекватные средства защиты. А если в дальнейшем облачные технологии будут модерироваться серьезными игроками, то в безопасность «облаков» будут инвестироваться значительные средства, и общий уровень их защищенности может стать значительно выше традиционных собственных серверов за железными дверьми».

iBusiness.ru публикует отрывки из интервью с вице-президентом по IT, CIO финансовой группы «Лайф» Алексеем Пироговым, впервые размещенного на Bankir.Ru.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Читать полный текст интервью на Bankir.Ru