Константин Воробьев: Два способа сохранить маржу в кризис

Совладелец компании «Акцент» о том, какие меры помогли системному интегратору пережить сложный 2014 год
04 марта, в 14:04

«Надо признать, что 2014 г. был тяжелее для нас, чем предыдущий год. Консолидированная выручка сократилась у нас год к году на 21%, но такой показатель как валовая маржа упал всего на 7%. И это, учитывая реалии, мы считаем очень хорошим результатом.

Без лишней скромности мы приписываем этот успех себе. Дело в том, что в 2014 г. мы приняли два верных стратегических решения: во-первых, ушли от фронтальной продажи всей линейки услуг в пользу ограниченного их числа, сделав основной акцент на решениях в области безопасности, где валовая маржа была и остается выше; во-вторых, в середине года пересмотрели принципы работы с оборотным капиталом компании, что позволило как сохранить маржу, так и встретить новый год «в наличности».

В «Акценте» качественно поставлен управленческий учет, позволяющий контролировать почти любой аспект деятельности компании в режиме онлайн. А в проектном бизнесе, которым мы и занимаемся, именно это является бесценным конкурентным преимуществом и позволяет всегда держать руку на пульсе.

Так вот, анализируя свои проекты, мы все время наталкивались на подтверждение тезиса, что рынок готов больше платить за решения в области безопасности, чем за другие наши услуги. В итоге мы «подтянули» персонал в данном направлении, замотивировали отдел продаж, «приросли» рядом инженерных компетенций, и, как следствие, при общем падении продаж по компании доход от решений в области безопасности вырос у нас в 2014 г. в 2,8 раза.

Что касается работы с оборотым капиталом, то в обычной практике, управляя им, мы всегда стараемся увеличивать оборачиваемость его составляющих до такой степени, чтобы денежный цикл имел минимальное или даже отрицательное значение. Это позволяет иметь повышенную отдачу по ROE, которую мы инвестируем в стратегические проекты и развитие кадрового потенциала. А с осени мы сознательно поменяли эту выигрышную в стабильной ситуации стратегию и, формируя товарные запасы на опережение, сумели сохранить маржу по большинству находящихся в исполнении проектов.

Оценивая вероятность роста курса доллара и евро к российскому рублю гораздо выше, чем нахождение его в привычном диапазоне, мы фактически отказались от товарного кредита, предоставляемого дистрибьюторами, и всю осень авансировали поставки в нашу сторону как за счет собственных средств, так и за счет кредитных ресурсов. В итоге, оплачивая поставщикам товар на месяц-полтора раньше, чем это принято в практике нашего рынка, мы сохранили маржу по товарной группе, оцениваемой в иностранной валюте, удержав рентабельность собственного бизнеса пусть не на прежнем, но на приемлемом уровне. При этом мы увеличили цикл оборотного капитала, что, казалось бы, должно было противоречить привычному ходу вещей.

Константин Воробьев: Мы отказались от товарного кредита, предоставляемого дистрибьюторами, и всю осень авансировали поставки в нашу сторону

Девальвационный сценарий мы просматривали довольно четко. Решение привлекать денежные ресурсы, а не брать товарные кредиты было принято осмысленно. На этот период были заморожены все инвестиции, сокращены маркетинговая и иная непрофильная активность, были привлечены финансовые ресурсы собственников и банковских структур и все силы брошены на формирование товарных запасов по приемлемым ценам.

Теперь мы уже не воспринимаем девальвацию как доминирующий риск, а потому, полностью закрыв задолженность перед банком, возвращаемся к своей практике отрицательных значений денежного цикла».

iBusiness.ru публикует фрагменты интервью с Константином Воробьевым, совладельцем и коммерческим директором компании «Акцент», которое было впервые размещено на сайте www.crn.ru.

Читать полный текст интервью на www.crn.ru