«Шоу профессора Николя»: выгоднее быть внутри сети

О том, во что обходятся научные шоу, почему это работает, зачем бизнесу франчайзи и почему партнерам выгоднее быть внутри сети, рассказал Николай Ганайлюк, основатель «Шоу профессора Николя»
08 июня 2015, в 16:12
Страница

iBusiness: О «Шоу профессора Николя» слышали, наверное, все жители крупных городов России. Что это за проект с точки зрения бизнеса?

Николай Ганайлюк: Можно выделить 4 направления, в которых развивается компания. Первое — это непосредственно проведение заказных выездных научных шоу. Например, в стандартное часовое мероприятие входит порядка 15 опытов. Программы разные: есть для свежего воздуха, для помещений, в школе, в кафе. Цель подобных шоу — в первую очередь развлечение.

Второе направление — познавательное. Это научные мастер-классы, целевая аудитория — средняя школа. Школьники делятся на рабочие группы и проводят интересные лабораторные работы. У нас шесть мастер-классов: звук, плотность, цвет, химические реакции, механика и пузыри.

Третье направление — социальные программы. Мы купили соответствующие эксклюзивные права у испанской компании Nutty Scientists. Это научные программы, в которых при помощи опытов показывается вред от курения и употребления алкоголя. Мы работаем напрямую со школами, у которых есть желание продемонстрировать старшеклассникам, как все это вредно.

В стандартное часовое мероприятие входит порядка 15 опытов. Программы разные: есть для свежего воздуха, для помещений, в школе, в кафе

И четвертое направление — сопутствующие товары. Через какое-то время мы поняли, что люди хотят не только заказать шоу, но и что-то купить: наборы для экспериментов, книги для опытов. Мы стали развиваться в этом направлении: выпустили научные наборы под нашим брендом «Большая химическая лаборатория», книжки с экспериментами.

iBusiness: Для мастер-классов используются стационарные помещения?

Николай Ганайлюк: У нас и наших партнеров есть разные модели. В Москве и Подмосковье доступны только выездные программы. Шоу может проходить где угодно — в основном в школах. Это класс порядка 30 детей, нам выделяется стол, ведущий накрывает его брендированной скатертью, выгружает все колбочки, скляночки и прочее, и всё — дети смотрят и участвуют.

В небольших городах часто людям удобнее заплатить за билет, чем заказывать для себя персонально целую программу

В некоторых наших городах — в Барнауле, Курске, Вологде — есть музеи интерактивных наук, а-ля «Экспериментаниум» в Москве, и в их рамках есть «Лаборатория профессора Николя». Там продаются билеты, есть расписание шоу. В небольших городах часто людям удобнее заплатить за билет, чем заказывать для себя персонально целую программу. В Москве мы не пошли по этому пути по разным причинам, в том числе и потому, что делать плохо не хочется, а сделать хорошо в столице — весьма накладно.

iBusiness: Мне кажется, что старшие школьники от опытов должны быть просто в восторге.

Николай Ганайлюк: Да. В России есть такая проблема: во многих школах не хватает оборудования. Когда мы приезжаем в школы и показываем свои программы, дети говорят: «Ой, да если бы мне это раньше показали, я бы все понял и химию бы знал». Хорошие школы нас периодически приглашают. Но это же за деньги. Было бы круто, если бы в России проводились образовательные мероприятия, как в Колорадо. Когда четыре дня порядка 150 учителей со всей Северной Америки обучаются, как правильно проводить опыты из подручных средств. Причем их учили тому, как это делать именно в начальной школе. Если с самого начала так заниматься с детьми, у них сразу снижается страх и появляется интерес к науке.

Было бы круто, если бы в России проводились образовательные мероприятия, как в Колорадо. Когда четыре дня порядка 150 учителей со всей Северной Америки обучаются, как правильно проводить опыты из подручных средств

iBusiness: Социальные программы — это действительно востребовано и выгодно?

Николай Ганайлюк: Мы развиваем это направление с 2013 года. Не сказать, что они супер выстрелили, но часть городов — Киров, Брянск — хорошо восприняли эту модель. В тех городах, где наши франчайзи плотно сотрудничают с департаментами образования и школами, это очень актуально. Причем занятия идут не с маленькими группами, а сразу для всех — например, вся школа собирается в актовом зале.

iBusiness: Социальные программы платные?

Николай Ганайлюк: Мы — коммерческая организация. Тут вопрос в том, кто будет платить. Социальное не значит бесплатное. Заказчиком выступает, как правило, сама школа или какая-то организация. Недавно в Кирове это был «Газпром». Для молодых специалистов мы показывали программу о вреде курения.

Рынок научных шоу в России сейчас самый сильный в мире, самый высококонкурентный и самый качественный по всем показателям.

iBusiness: Научные шоу и корпоративный сектор? Интересное сочетание…

Николай Ганайлюк: И весьма перспективное. Мы активно развиваем корпоративный сегмент. Когда к нам обращается, скажем, «Фольксваген» и просит организовать шоу в поддержку новой модели Golf. И мы проводим в 20 городах шоу, в которых наглядно демонстрируем преимущества модели: низкий уровень выброса углекислого газа, хорошее трение и т.д. У нас есть сценарист, который разрабатывает под заказчиков уникальные программы. Я тоже участвую в их подготовке, это интересно.

Корпоративный сегмент интересен тем, что чек здесь, естественно, выше. Если у нас средняя стоимость развлекательной программы в Москве для детей порядка 17 – 18 тысяч рублей, то в корпоративном сегменте — 100 – 200 тысяч рублей.

Show must go on

iBusiness: Изначально вы сами были ведущим на своих шоу, и вам это очень нравилось. А что сейчас? Чисто руководство?

Николай Ганайлюк: Я до сих пор иногда участвую в представлениях, обычно это какие-то крутые штуки. Недавно проводил опыты в прямом эфире на канале LifeNews. Или, например, вышел второй тираж книжки «Эксперименты профессора Николя», и в Московский Дом книги на Арбате я с удовольствием приехал на презентацию.

iBusiness: Управлять бизнесом тоже нравится?

Николай Ганайлюк: Я сейчас вижу, куда копать в бизнесе. Вижу, что есть куча прикольных инструментов, которые можно использовать для развития. Управление своим делом — не рутинный процесс. Не так давно появилось ощущение, что у меня есть команда. Это очень важный этап, когда ты понимаешь, что можешь делегировать полномочия. Когда не сам гоняешь менеджеров по продажам, а берешь старшего менеджера и говоришь: «На эту неделю надо вот это сделать, сами там думайте».

Управление своим делом — не рутинный процесс

Остается значительно больше времени для аналитической работы. Раньше я корпел в Excel. Сейчас я держу руку на пульсе, но рутиной занимаюсь все меньше. Появилось время подумать, как развиваться дальше. У меня есть желание заняться производством. Развивать не только шоу, но и точки продаж. Сейчас мы запускаем крупный редизайн магазина: там будет видео у каждого товара, сделаем акцент на самодельных опытах (пробирка с инструкцией-опытом внутри). Я хочу сделать большую линейку игрушек, похожих на киндер-сюрприз. Ребенок покупает, вскрывает, проводит опыт. Можно сделать 10 – 15 разных вариантов. Мне нравится такие штуки придумывать, это никто не делал, и круто, что можно сделать.

Очень важный этап, когда ты понимаешь, что можешь делегировать полномочия, а не делать все самому

iBusiness: То есть за границей такого нет?

Николай Ганайлюк: Там они есть, но маленькие невзрачные, а у нас они крутые и интересные. Часто говорят, что на Западе хорошо. На самом деле на Западе не все хорошо, многое там плохо. Я скажу, что рынок научных шоу в России сейчас самый сильный в мире, самый высококонкурентный и самый качественный по всем показателям. Поэтому, я думаю, мы разовьемся и выйдем в другие страны. Сначала, скорее всего, в СНГ. Хотя уже сейчас есть Дубай. Там работают потрясающие ребята — филиппинцы, афроамериканцы. Специально для них мы сделали бренд Cool Science и оставили наш логотип.