КРОК – Антикризисные решения

«Малый и средний бизнес является основой»

В России пока не существует реального драйвера экономики, считает заместитель председателя Ассоциации вьетнамских предпринимателей в России Ле Чыонг Шон
07 августа, в 13:47

Заместитель председателя Ассоциации вьетнамских предпринимателей в России Ле Чыонг Шон рассказал, почему российский рынок интересен азиатским странам и какие вьетнамские товары лучше китайских.

О русском языке и связи с Россией

«Для меня русский язык представляет особое увлечение. Еще в школе — у меня была школа с иностранным языком — я изучал русский. Затем приехал учиться в Россию. В те времена чтобы получить образование за рубежом, а это в основном в Советском Союзе и в других странах соцлагеря, мы должны были пройти очень жесткий отбор. Те, у кого были самые высокие результаты по тестированиям и выпускным экзаменам, получали возможность учиться за границей. Тогда из Вьетнама каждый год направляли около 400 – 500 студентов на обучение в советские ВУЗы. На сегодняшний день по статистике основная часть управленческих кадров во Вьетнаме – это лучшие студенты, которые раньше обучались в Советском Союзе.

Я окончил Ленинградский институт водного транспорта, который сейчас переименован в Академию водного транспорта, по специальности «Экономика и управление». Так что я в России уже 30 лет».

Что из себя сейчас представляет вьетнамский бизнес в России

«Вьетнамский бизнес в России, на мой взгляд, идет в ногу со временем. Наши коллеги сейчас заняты почти во всех гражданских сферах и отраслях экономики: переработка и производство продуктов сельхоз назначения, товаров народного потребления, импорт вьетнамской продукции на российский рынок, туристический сегмент. Наши компании располагают своими собственными достаточно большими производственными ресурсами.

Российский рынок и становление рыночных отношений в России – это уникальное явление. Плановая экономика и железный занавес привели к культу потребления и огромному спросу, который был создан в начале 90-х годов. Появился уникальный шанс для всех: для покупателей — огромный по объему рынок, на котором можно купить всё, что угодно, а для производителей по всему миру открылись необъятные возможности импорта товаров в Россию. При этом в СССР не было класса предпринимателей, они начали появляться в начале 90-х годов. Тогда же происходило становление вьетнамского предпринимательства. Мы увидели нишу и начали заниматься торговлей: покупали товары оптом и продавали в розницу. На этом фоне и возникли так называемые вьетнамские рынки. На самом деле, их было буквально 1 – 2 точки, в других местах на вещевых рынках наши граждане просто арендовали места и занимались торговлей. И продукция из Вьетнама занимала очень малую долю, так как наши продавали всё: турецкие вещи, бытовую технику из Восточной Европы, одежду и т.д. Так сказать,«бизнес и ничего личного». Сейчас у нас существуют самодостаточные бизнес-структуры, которые имеют хорошие финансовые перспективы, они стали добросовестными налогоплательщиками, неотъемлемой частью экономики».

Об интересе Азии к России

«Нам интересна торговля с Россией без посредников. У России и Азии в экономическом смысле, в том числе и макроэкономическом, нет противоречий, это исключительные рынки. Россия нуждается в Востоке, а Восток нуждается в России. Я думаю, что это основополагающие и очень объективные обстоятельства. Отношения сейчас развиваются хорошо и будут развиваться дальше, у них большой потенциал и большие перспективы».

Уровень сотрудничества невысок, но потенциал большой

«Могу сказать, что бизнес-структуры России и Вьетнама не удовлетворены текущим уровнем сотрудничества, но его потенциал очень большой. На сегодняшний день власти создали все необходимые предпосылки и условия для того, чтобы поднять уровень сотрудничества до адекватного. К примеру, недавно произошло очень знаменательное событие – заключение соглашения о свободной торговле между Вьетнамом и странами Таможенного союза. Это снятие со стороны государства почти всех ограничений, как административных, так и финансовых, налоговые послабления для бизнеса. Естественно, мы понимаем, что с одной стороны, государства создали благоприятные условия, а с другой, мы не должны забывать, что государства рассчитывают на увеличение объема поступления налогов за счет увеличения товарооборота, которые будут поступать от реализации или с создания производства, возникающего внутри стран Таможенного союза».

Могут ли российские предприниматели наладить выпуск товаров под своей маркой во Вьетнаме

«Я думаю, что это будет самым продуктивным решением для российских компаний, которые имеют свою стратегию развития по созданию своего собственного бренда. Вьетнамские компании и производители — это те компании, с которыми необходимо иметь отношения».

Совет российским предпринимателям, которые хотят начать бизнес во Вьетнаме

«Первое — это производство или разработка коллекций в сегменте fashion. Второе — производство и переработка российскими брендами продукции сельхоз назначения и морепродуктов. В-третьих, как ни странно, – сборка и производство электроники».

Какая продукция качественнее — вьетнамская или китайская

«Вьетнамские рабочие более качественные, они более квалифицированные что ли. И стоимость рабочего ресурса немного дешевле. Но здесь нужно сделать оговорку, вьетнамские фабрики могут производить не всю продукцию сегмента fashion. К примеру, во Вьетнаме практически отсутствует производство джинсов, так что в этом случае лучше Китай. Есть и противоположный пример: спортивные товары, в том числе и спортивная обувь, кроссовки — во Вьетнаме их производят намного качественнее, чем в Китае».

Главный инсайт за последнее время

«Не знаю, насколько это будет уместно, но скажу честно. Мне очень импонирует, что в последнее время произошло в политике высшего руководства России. В той части, которая касается последних рыночных событий, приведших к повороту внимания России в сторону Азии. На мой взгляд,в России на сегодняшний день не существует реального драйвера экономики, по крайней мере, пока. Но уже пошли реальные шаги в этом направлении. В моем представлении, это как в русской поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Ну, видимо, уже перекрестился. Надо уже топор взять и рубить. В моем понимании драйвер в экономике это не заправки с буровыми установками… Основой экономики любой маленькой или большой державы является малый и средний бизнес. Посмотрите на мировую экономику, на статистику, на ведущие мировые экономические державы. Доля ВВП, которую создают малые бизнесы – это основа их экономики. Вся экономика Германии базируется на этом. БМВ, Мерседес, в конце концов — это частные компании, не государство создало их. Франция, Китай, Япония, Южная Корея, Вьетнам – все это малый и средний бизнес. Люди должны сами реально создавать продукт, а не просто получать зарплату. Это разные вещи. Вот это мой самый важный инсайт».

iBusiness.ru публикует выдержки из интервью, впервые размещенного в интернет-журнале New Retail

Читайте интервью в интернет-журнале New Retail