Анастасия Гончарова (КРОК): Ситуация в стране заставляет задуматься о контроле над логистикой

Автоматизация логистики — это то, что сейчас позволяет получить значимое конкурентное преимущество, считает Анастасия Гончарова, руководитель направления систем управления цепочками поставок КРОК
17 декабря 2014, в 14:28
Страница

iBusiness: Что является переломным моментом, когда компания понимает, что пора заняться автоматизацией отдела логистики?

Анастасия Гончарова: В условиях существующей экономической ситуации в стране менеджмент крупных предприятий начинает задумываться об оптимизации. Так как уровень цен на поставляемые товары и услуги у многих логистических организаций, а также у ритейл– и FMCG-компаний примерно одинаковый, то одним из основных конкурентных преимуществ является качество предоставляемого сервиса. Поэтому заказчики смещают фокус именно в эту сторону, но затраты при этом стараются оставить на прежнем уровне. И как раз внедрение системы управления транспортной логистикой позволяет это сделать.

Анастасия Гончарова: Единственный логичный выход для экономии времени и сокращения издержек бизнеса — это автоматизация

Вторая причина — это увеличение объемов обрабатываемой информации. С ростом бизнеса, масштабов перевозимой продукции и предоставляемых услуг по доставке снижается уровень контроля над всем логистическим процессом, а следовательно, и эффективность транспортировки и планирования цепочки поставок в целом. Единственный логичный выход для экономии времени и сокращения издержек бизнеса — это автоматизация. Разрастаться персоналом в таких условиях — непозволительная роскошь. Именно информационные технологии должны поддерживать темпы развития компании, это ключевой момент, в соответствии с которым принимаются решения о внедрении той или иной системы. Плюс, если компания динамично развивается, внедряемые решения должны быть масштабируемы.

Именно информационные технологии должны поддерживать темпы развития компании, это ключевой момент, в соответствии с которым принимаются решения о внедрении той или иной системы — Анастасия Гончарова

iBusiness: Какие процедуры необходимо выполнить до начала процесса автоматизации?

Анастасия Гончарова: Для начала уровень внутренней организации компании должен быть достаточно зрелым. Все бизнес-процессы в компании должны быть выстроены, упорядочены, регламентированы и понятны как исполнителям, так и руководству. Цели проекта должны быть четко обозначены и доведены до всех участников, так же как и тактика их достижения. Автоматизация бардака ни к чему хорошему не приведет.

Сейчас все чаще и чаще перед проектом автоматизации заказчики инициируют предварительный консалтинговый проект, в рамках которого они анализируют свои бизнес-процессы, выбирают систему, которая больше всего подойдет для реализации ключевых требований. Результатом такого проекта является техническое задание на будущую систему.

Автоматизация бардака ни к чему хорошему не приведет — Анастасия Гончарова

Мы поддерживаем подобный подход, он позволяет значительно снизить риски проекта на этапе внедрения систем. Пользователи будут уже готовы к автоматизации, они осознали, подумали над приоритетами, над требованиями, внутренне готовы уделять время этому проекту. Также очень важной составляющей успеха является наличие заинтересованных лиц в компании, которые «зажигали» бы, несли идею в массы и продвигали ее. Причем желательно, чтобы это были не только люди из IT-департамента, но и люди из бизнеса, понимающие, чем им будет полезно внедрение.

iBusiness: А полученное ТЗ — оно уже привязано к конкретному программному решению или интегратору?

Анастасия Гончарова: Одна из идей выделения методологического подпроекта заключается как раз в том, что компания на выходе получает техническое задание, которое можно использовать для тендера по выбору поставщика решения. В ходе консалтинга могут быть даны советы по нескольким альтернативным поставщикам или вендорам, но заказчик сам в рамках тендера выбирает того, кто ему больше подходит.

iBusiness: Отличается ли уровень автоматизации компаний, для которых логистика — основной бизнес, от уровня компаний, в которых логистика — вспомогательная функция?

Анастасия Гончарова: По своему опыту могу отметить, что большинство компаний, для которых логистика — профильный бизнес, уже имеют какую-то специализированную логистическую систему. В основном это собственные разработки, которые поддерживаются своим IT-отделом или внешним подрядчиком.

Большинство компаний, для которых логистика — профильный бизнес, уже имеют какую-то специализированную логистическую систему — Анастасия Гончарова

Но желание внедрить лучшие мировые практики, которые изначально заложены в решениях ведущих вендоров, и, как следствие, выявить новые пути для оптимизации, рано или поздно пересиливает.

Другой переломный момент — это когда отдел разработки перестает справляться с потоком пользовательских заявок на доработки, которые могли бы улучшить или облегчить их работу. Я как-то столкнулась с компанией, у которой от начала формирования такой заявки до ее реализации проходил целый год. Естественно, руководство это не устраивает, и оно начинает задумываться о внедрении специализированного решения, которое по умолчанию будет отвечать всем пользовательским требованиям.

Еще один движущий фактор — это проблемы в производительности, которые наталкивают руководство на мысли о внедрении промышленного продукта от вендора с известным мировым именем.

Если же говорить о компаниях, для которых логистика — вспомогательная функция, то до какого-то момента большинство процессов планирования и организации перевозок выполняются вручную. Конечно, в ERP могут быть реализованы некоторые автоматизированные функции по организации и планированию перевозок, но это лишь малая часть всего бизнес-процесса. Когда бизнес расширяется, построить оптимальный план перевозки вручную становится уже невозможно, не говоря о том, чтобы сделать это оперативно. Часто к нам обращаются компании из ритейла и FMCG-сектора, именно они больше всего заинтересованы в автоматизации транспортной логистики и управления всей цепочкой поставок.

Когда бизнес расширяется, построить оптимальный план перевозки вручную становится уже невозможно, не говоря о том, чтобы сделать это оперативно — Анастасия Гончарова

Страница