«Во все переломные моменты, и текущий кризис не является исключением, становится сложнее прогнозировать поведение объектов экономического поля. Стабильные, отлаженные бизнес-процессы перестают работать в штатном режиме. Возможны значительные задержки в продажах, а в некоторых случаях, наоборот, повышенный ажиотажный спрос.
С точки зрения логистики это означает повышение рисков и расходов. Время оборачиваемости товаров на складе увеличивается. Значит, растет и объем товарных запасов. Затраты на содержание или аренду складских помещений придется пропорционально увеличивать. И это как раз тогда, когда каждая копейка на счету.
Какие действия можно предпринять для минимизации воздействия рисков на бизнес, помимо пересмотра условий сотрудничества с клиентами? Стандартная логистическая цепочка любой торгово-розничной компании состоит из пяти основных пунктов:
1) Анализ покупательского спроса;
2) Выбор поставщика и заказ товаров;
3) Приемка и хранение товаров на складе;
4) Доставка товаров по магазинам торговой сети;
5) Продажи конечным покупателям.
Логистическая цепочка может быть представлена в виде треугольника, все вершины и грани которого подлежат автоматизации |
Давайте последовательно рассмотрим изменения, которые происходят на каждом из этих этапов при дестабилизации рынка – а также возможности по управлению растущими рисками с помощью автоматизации логистики.
1. Анализ покупательского спроса
Предпочтения конечных потребителей в кризисные времена неизбежно меняются не в лучшую для ритейлеров сторону. Покупательская способность падает. Кроме того, депрессивные ожидания приводят к «затягиванию поясов» даже по тем товарным позициям, которые объективно должны (казалось бы) сохранить стабильный сбыт. В таких условиях на повестке дня остро встает вопрос ужесточения критериев ассортиментного планирования. Очевидно, что оптимальным решением будет оценка новых уровней спроса в максимально короткие сроки. Статистику продаж придется набирать фактически с нуля, и чтобы это вообще имело практический смысл, любые задержки недопустимы. Вчерашние данные очень полезны сегодня, но уже завтра их ценность резко снизится, потому что ситуация снова может измениться.
Если сбор и анализ статистики в компании осуществляются в ручном режиме, обеспечить достаточный темп и безошибочность в актуализации данных не получится. Человеческий фактор задает довольно низкую планку. «В мирное время», при повторяющихся и в целом стабильных процессах этого еще может быть достаточным. Но при лавинообразном росте отклонений от нормы – исключено.
Зато с помощью соответствующих IT-решений успевать за рынком можно. Конечно, слепо доверять даже самым надежным данным при построении прогнозов не получится, сюрпризы все равно возможны, и даже вероятны. Но устранение запаздываний позволит удержать штурвал во время шторма, сохранить контроль над ситуацией. Новые параметры пополнения запасов могут сильно отличаться от прежних значений. Возможно, рейтинг магазинов сети по объемам продаж придется переписывать, и не один раз. Вопрос в том, будет ли это своевременный анализ, который можно учесть в логистике, или археологические раскопки задним числом, для подсчета новых убытков.
Краткий промежуточный вывод: автоматизация анализа покупательского спроса – совершенно необходимый шаг. Если он до сих пор не сделан, промедление может обойтись очень дорого.
Между тем, автоматизация задач первой части логистической цепочки никакой сложности не представляет. Вполне достаточно типовых IT-решений. Например, конфигурации «Управление торговлей» для «1С:Предприятия 8», которая обеспечивает планирование продаж в разрезе товарных категорий и в разрезе форматов магазинов/ номенклатуры.
Комментарии
*
1. Анализ покупательского спроса.
«Вполне достаточно типовых IT-решений. Например, конфигурации «Управление торговлей» для «1С:Предприятия 8», которая обеспечивает планирование продаж в разрезе товарных категорий и в разрезе форматов магазинов/ номенклатуры.»
Этого будет недостаточно. Нужно будет немного дописать АВС-анализ и его совмещение с XYZ-анализом. И для торговых предприятий лучше в управленческом учете использовать «Управление торговлей», а для промышленных — УПП.
2. Если дописывать только логистику (склад, транспорт), то это не дорого и не 2 месяца. Максимум неделя, да и то с учетом ввода адресации склада и справочников. Если всё в ручную. Т.е. можно быстрее. Плюс прописать перенос данных в программу бухгалтерского учета и складского учета. Но, по-моему, из восьмёрки в восьмерку это не большая проблема. Из семёрки в восьмерку не понимая как, программист справился за неделю в нерабочее время.
3. «…соблюдении соответствия всех входящих документов оговоренным требованиям» – это очень важно!!! Здесь резерв сокращения затрат очень большой. Как с точки зрения закупок, так и с точки зрения складской логистики. Что касается двух недель на логистический консалтинг, думаю, срок завышен.
4. «…без информационной системы, автоматизирующей подготовку товаров к отгрузке, включая полный комплект сопроводительной документации, современный склад нормально работать не может.»
Не только не может, даже не пытайтесь. На одном предприятии внес изменения всего в три документа. Потенциал сокращения затрат – два сотрудника из пяти. Было бы смешно, но до этого работали по старинке 14 лет. При средней зарплате за этот период в 15 000 – потери в 5 млн. руб. или 700 000 в год при нынешней зарплате. Не считая процентов, упущенной выгоды и т.д.
5. Только автоматизация, и только современными IT-решениями.
Для крупных компаний – да, да, да!!! Для мелких и средних можно проще решить и дешевле, но ПО для управленческого и бухгалтерского учета лучше иметь последней версии. WMS – системы, если вы не специалист и нет хорошо подготовленных кадров, вообще отдельно приобретать не рекомендую. Большинство их функций уже заложено в стандартное ПО. Я не пропагандирую отказ от них, но при неквалифицированной работе получите только дополнительные затраты.
6. Игра стоит свеч? Стоит!!! Указанные цифры экономии на затратах, могут быть и больше. У меня были случаи и в 10−20−30−100 раз. Всё зависит от запущенности.