5 причин будущего провала Facebook at Work

Facebook решил попробовать свои силы в разработке профессиональной социальной сети Facebook at Work. Пока проект находится на стадии тестирования, но его уже называют провальным. И вот почему
25 ноября 2014, в 18:59

Год назад представители одной крайне известной компании Силиконовой долины рассказали мне о том, что Facebook использует свой собственный «внутренний Facebook» в качестве их внутрикорпоративного портала (цифрового рабочего места).

Мне все это показалось довольно интересным. К тому же в Facebook была выработана четкая политика относительно того, какой инструмент должен использоваться для выполнения той или иной задачи — весьма привлекательный подход к управлению.

В 2013 году поговаривали, что Facebook планировал запустить версию этого «Facebook на работе»(«Facebook at Work») для внешнего пользования, если бы они смогли уверенно обеспечить четкое разделение между личным профилем на Facebook и тем, который люди использовали бы как сотрудники той или иной компании (чтобы отделить личную жизнь пользователей от профессиональной).

Новость о том, что Facebook at Work уже существует, дает нам основание предполагать, что эта задача была решена.

Пока есть время подробно рассмотреть и обсудить новый проект Facebook, мой вам совет — сделайте это сейчас, потому что Facebook at Work обречен на провал — и это будет публичный провал, который повлечет за собой ущерб и другие негативные последствия для компаний-клиентов.

Почему я так в этом уверен? Вот мои 5 причин, почему Facebook at Work, несмотря на неплохой замысел, потерпит полное поражение.

1. Представители средних и крупных предприятий рассматривают Facebook прежде всего как личный (не бизнес-) опыт.

В течение многих лет компании хотели добиться качественного корпоративного поиска уровня Google, и они последовательно перешли на использование корпоративного поиска Google — Google Enterprise Search. Вместе с этим, по мнению управленцев, Facebook всегда считался «личным» пространством, совсем не подходящим для бизнес-среды.

К 2014 году эта точка зрения укоренилась настолько, что никакие увещевания типа «Facebook at Work будет абсолютно другим», не смогут убедить CIO и CTO, которые в конечном итоге принимают решения о внедрении продуктов и технологий на предприятиях.

Это будет самый вероятный сценарий развития событий в случае со средними и крупными предприятиями (за счет которых Facebook и рассчитывает заработать), в то время как более мелкие компании, возможно, будут счастливы поэкспериментировать, но не смогут принести проекту сотни миллионов долларов, необходимых Facebook для выхода на новый сектор рынка.

2. После истории с Эдвардом Сноуденом ни у кого нет уверенности в том, что Facebook сможет защитить корпоративные данные.

В 2011 году «Facebook на работе», возможно, имел бы шанс на успех. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, наверное, самая неподходящая для запуска подобного рода проекта. Люди потеряли уверенность в том, что персональные данные, которые они загружают в Facebook, надежно защищены. И если в случае с нашей внерабочей жизнью мы могли бы пережить это, фотографии наших друзей и семьи доступны людям со стороны, то в случае с предприятиями подобные риски недопустимы.

Если мы используем «Facebook на работе», кто будет обеспечивать защиту всех данных, информации и интеллектуальной собственности нашей компании? Ответ «доверяйте серверам Facebook» вызывает лишь громкий смех в кабинете начальства.

3. Работников и работодателей будет раздражать то, что в любой момент они могут перепутать свой персональный аккаунт с корпоративным.

Вопрос разделения персонального и бизнес-аккаунта (который предстояло решить Facebook) встает довольно остро. Давайте предположим, что данная проблема была решена с помощью сервисных настроек. Но что делать с привычками человека и его стилем поведения?

На работе (нравится вам это или нет) офисные сотрудники время от времени заходят на свои персональные странички в Facebook (с корпоративных устройств или через свои смартфоны), и в случае использования Facebook at Work велика вероятность ошибки — размещения данных не на той версии сайта. В этом случае неприятности будут одновременно и у компании, и у невнимательного сотрудника.

Представьте себе, насколько далеко может продвинуться по карьерной лестнице сотрудник, разместивший фотографии с пьяной вечеринки в группе «Проектные работы» на Facebook. И дело не только в том, что вы попали в неловкое положение, даже тогда, когда коллеги говорят вам об ошибке, в вашей области действий с временными отметками зафиксировано то, что вы пытались сделать в 11:23 утра в рабочее время.

Компании не захотят использовать Facebook at Work, хуже того, сотрудники предпочтут обходить его стороной, дабы потенциально не навредить своей карьере.

4. Крупные компании требуют размещения данных на своих серверах, так как они до сих пор не доверяют облачным сервисам.

Пока не ясно, где будет размещаться Facebook at Work: на корпоративных серверах или в центре обработки данных Facebook. Но я подозреваю, что это будет сервис на базе облачных вычислений.

Компании уже обеспокоены использованием Microsoft SharePoint в облаке Microsoft и предпочитают «локальное» размещение из-за соображений безопасности. Облако МS уже заслужило достойную репутацию в вопросе обеспечения безопасности, благодаря практике использования в корпоративном секторе. Facebook подобной репутации (по части облачных сервисов) не имеет, и это будет еще одной преградой, которую нужно будет преодолеть.

5. Для работы с корпоративным сервисом Facebook потребуется совершенно новый опыт — и эта затея становится обреченной на провал.

Чтобы средние и крупные компании начали использовать Facebook at Work, они должны убедиться в том, что новый сервис по своему качеству и обслуживанию превосходит все существующие в настоящее время аналоги от Microsoft, Jive, IBM или Google.

Для того чтобы эта разница была заметна, Facebook придется поколдовать над тем, чтобы опыт использования «рабочей версии» сети сильно отличался от привычного всем социального сервиса. Проблема в том, что пользователям могут совсем не понравиться отличия от «нормального» Facebook, который они все знают и любят, и они начнут жаловаться на неудобную навигацию, функциональность и управление корпоративной версии продукта.

Если же в качестве рабочей сети Facebook предложит нечто очень похожее на существующий сервис для обычных пользователей, в этом случае у компаний едва ли найдется достаточно обоснованная аргументация для перехода. Небольшие организации, пожалуй, могут заинтересоваться и попробовать новинку, но даже в этом сегменте рынка существует большое количество мелких поставщиков, предлагающих хорошие продукты.

Еще один «тревожный звоночек» — для Facebook

Конечно, в Facebook трудятся далеко не глупые люди, и в компании, несомненно, уже проработали те вопросы, о которых я здесь говорил. Мне очень интересно увидеть, как будет работать новый сервис, но пока он не производит впечатление обреченного на успех.

С большой уверенностью можно сказать, что компании придется столкнуться с трудностями. Если, как я предсказываю, этот проект не выстрелит, Facebook столкнется с негативным опытом.

Да, Facebook потеряет деньги, но он может себе это позволить. Гораздо большее влияние на компанию может оказать потеря репутации. Она у Facebook уже слабее, чем была два года назад. Унизительное положение, в котором может оказаться компания в случае провала «Facebook на работе» повредит бренду и поставит под вопрос его потенциал с точки зрения будущего.

В прошлом любая оплошность на Facebook исправлялась довольно быстро, но если сотни тысяч компаний и миллионы работников говорят «нет» «Facebook на работе», это может вылиться в недоверие к самому бренду.

Автор — Пол Миллер (Paul Miller), глава и основатель Digital Workplace Group.

Оригинал публикации на английском языке