Выбор ЦОДа: иметь или арендовать?

Строить собственный ЦОД или отдавать свои IT-задачи на аутсорсинг? Как поступить бизнесу, советуют поставщики аутсорсинговых услуг дата-центров
08 сентября 2014, в 13:05
Страница

Большая часть развивающихся технологий, включенных Gartner в «стратегическую десятку» 2014 года, построена на использовании облаков. Это в первую очередь «интернет вещей», мобильные приложения, архитектура «клиент — облако», гибридные облака и разработка стандартов SDx — программируемой архитектуры любого типа: SDN (сетевой), SDDC (дата-центров), SDS (хранилищ данных) и SDI (инфраструктуры). Развитие этих технологий и связанных с ними сервисов требует использования значительных серверных мощностей, которые могут быть сконцентрированы в центре обработки данных (ЦОДе).

Существуют всего два способа использовать мощности ЦОДа: арендовать его у компании-поставщика или строить собственный дата-центр. Вопрос выбора чаще всего появляется при таких масштабах IT-активности предприятия, когда серверные комнаты могут вместить только небольшую долю оборудования, а требования к безопасности, отказоустойчивости, доступности, каналам передачи данных, квалификации персонала и стоимости внедрения сервисов вынуждают превратить ИТ-службу в крупное ключевое подразделение бизнеса.

Собственный ЦОД потребует значительных ресурсов, самый понятный из которых — финансовый. Деньги понадобятся в основном либо на строительство нового здания и подведение к нему необходимых коммуникаций, либо для переоборудования существующего помещения под дата-центр. Кроме того, требуется ресурс энергетический — к ЦОДу должна быть подведена достаточная мощность, чего бывает непросто добиться, особенно в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Компании также потребуется сформировать собственную профессиональную команду, отвечающую за создание и эксплуатацию ЦОДа. И, наконец, понадобится время (от года-двух на строительство дата-центра) и стабильные перспективы бизнеса, рассчитанные минимум на пять лет, причем в планы должны быть включены расходы на модернизацию ЦОДа.

Строить или арендовать?

Главный критерий решения о том, строить собственный дата-центр или пользоваться услугами коммерческого, — размер необходимого компании ЦОДа.

«Если речь идет о более чем 100 стойках или 1 МВт общей мощности, то чаще всего стоимость собственного ЦОДа сравнима или меньше стоимости использования аутсорсингового дата-центра. При размере менее 30 стоек ситуация обратная. Второй критерий — наличие у заказчика на момент принятия решения подходящего здания или помещения, места под установку внешних блоков инженерных систем (СКТП, ДГУ)», — объяснил Павел Колмычек, руководитель сети дата-центров компании КРОК.

Если речь идет о более чем 100 стойках или 1 МВт общей мощности, то чаще всего стоимость собственного ЦОДа сравнима или меньше стоимости использования аутсорсингового дата-центра — Павел Колмычек

Помимо фактора роли и масштабов IT в бизнесе, существуют и другие критерии, связанные с экономикой и планированием.

«Переход на аутсорсинговые ЦОДы — вопрос времени для подавляющего большинства компаний. Бизнес слишком турбулентен, сроки жизни продуктов и услуг постоянно сокращаются, потребности в вычислительных мощностях, а значит, и требования к инфраструктуре плохо поддаются оценке, и стоимость рисков, связанных со строительством собственного ЦОДа, становится слишком высока», — сказал технический директор «Техносерва» Владимир Волков. В этой ситуации заказчикам уже сейчас проще и дешевле арендовать высокодоступную инфраструктуру (начиная от места в стойках и заканчивая приложениями по модели SaaS) у провайдера. Особенно это касается среднего бизнеса, который предпочитает не связываться с капитальными затратами, в том числе на собственный дата-центр.

Бизнес слишком турбулентен, сроки жизни продуктов и услуг постоянно сокращаются, потребности в вычислительных мощностях, а значит, и требования к инфраструктуре плохо поддаются оценке, и стоимость рисков, связанных со строительством собственного ЦОДа, становится слишком высока — Владимир Волков

Встречаются и ситуации, когда услуги ЦОДа нужны бизнесу, в котором IT не играет решающей роли. Любая компания, по словам Павла Колмычека, может столкнуться с нестабильностью работы IT, вызванной поломками инженерных систем в собственной серверной комнате. В результате она придет к решению разместить оборудование в отказоустойчивом коммерческом ЦОДе.

«Это позволит компании повысить надежность IT-систем без затратной модернизации инженерной части серверной, что станет своеобразной «скорой помощью» для бизнеса, которую можно реализовать в течение недели», — рассказал Колмычек.

IT-аутсорсинг, в том числе услуг ЦОД, — это не только инструмент для экономии на IT-поддержке бизнеса, но и отличная возможность получить более высокое качество IT-обслуживания — Станислав Другалев

«IT-аутсорсинг, в том числе услуг ЦОД, — это не только инструмент для экономии на IT-поддержке бизнеса, но и отличная возможность получить более высокое качество IT-обслуживания», — отметил генеральный директор компании Caravan Станислав Другалев, резюмируя мнение поставщиков. С ним согласен директор по развитию сервиса ЦОД StoreData Александр Камендровский.

«При использовании аутсорсинговых услуг ЦОДа компания-клиент получает преимущества, которые не может себе обеспечить в случае самостоятельного создания и поддержки IT-инфраструктуры. Таким образом, даже компании среднего и малого бизнеса получают IT-сервис высокого уровня», — подтвердил Александр Камендровский.

При использовании аутсорсинговых услуг ЦОДа компания-клиент получает преимущества, которые не может себе обеспечить в случае самостоятельного создания и поддержки IT-инфраструктуры — Александр Камендровский

Подводные камни

Но есть и фактор, мешающий развитию аутсорсинговых услуг ЦОДов. Совсем недавно среди компаний-заказчиков IT-услуг довольно громко звучали опасения, связанные с передачей критически важных данных на сторону. Самым категоричным было мнение: «Как только вы передаете кому-то свои данные, они вам больше не принадлежат». Кроме того, бизнесменов беспокоили вопросы доступности сервисов, соблюдения SLA поставщиками услуг и роста зависимости от них. Сегодня эти голоса звучат тише, поскольку время идет, число клиентов ЦОДов растет, а негативных событий, подрывающих доверие к рынку аутсорсинговых IT-услуг, не происходит. Тем не менее в России облака, виртуализация и другие развивающие этот рынок технологии более молоды и менее развиты, чем в передовых в плане IT странах, поэтому опасения остаются.

Критический взгляд заказчиков понятен поставщикам услуг, и они со своей стороны пытаются объяснить состояние дел.

Страница