HR Google: 5 крупнейших ошибок в резюме и как их исправить

Вице-президент по HR компании Google Ласло Бок рассказывает, за что сразу забраковывают резюме и какие ошибки раздражают менеджеров по найму больше всего
19 сентября 2014, в 13:46

На протяжении всей карьеры я рассылал сотни резюме на всевозможные позиции. Я лично рассмотрел более 20 000 резюме. В Google мы иногда получаем более 50 000 резюме в течение одной недели.

В общем, я видел огромное количество резюме.

Некоторые из них были блестящими, большинство вполне годными, но было много и таких, которые кроме как катастрофой никак не назовешь. Самое сложное заключалось в том, что в течение 15 лет я постоянно видел одни и те же ошибки, которые кочевали из резюме в резюме, и каждая из них могла вычеркнуть соискателя из списка претендентов на работу.

Хуже всего: многие из этих людей были достойными, более чем подходящими кандидатами. Но в условиях жесткой конкуренции на рынке труда менеджерам по найму нет нужды поступаться качеством. Достаточно одной небольшой ошибки, чтобы специалист по HR отклонил кандидатуру вполне достойного претендента на место.

Достаточно одной небольшой ошибки, чтобы специалист по HR отклонил кандидатуру вполне достойного претендента на место

Я знаю, что на LinkedIn уже не раз поднимали эту тему, и все же хочу написать об этом именно здесь, потому что — держу пари — больше чем у половины из вас есть по крайней мере одна из этих ошибок в резюме. И мне, поверьте, хочется видеть, чтобы люди получали работу, нежели «пролетали» с ней.

С целью помочь как можно большему количеству кандидатов пройти первый, отборочный тур на желанную работу представляю вам пять самых больших ошибок, которые я регулярно вижу в резюме.

Ошибка №1: Опечатки. Несмотря на то что это кажется очевидным — проверить резюме (перед тем как оно уйдет потенциальному работодателю) на наличие опечаток и прочих шероховатостей, подобные дефекты встречаются регулярно. По данным исследования, проведенного CareerBuilder в 2013 году, в 58% резюме есть опечатки.

На самом деле тот, кто постоянно совершенствует свое резюме, особенно подвержен такого рода ошибкам. Они являются результатом того, что человек возвращается к своему резюме снова и снова, чтобы улучшить здесь, подправить там — еще один, последний разочек. В результате всех этих манипуляций существительное и глагол получаются несогласованными, остаются лишние знаки препинания — из прошлых версий или даты съезжают на другую строчку. Я регулярно наблюдаю это в резюме соискателей с MBA. Опечатки убийственны, потому что работодатель расценивает их как отсутствие внимания к деталям, как наплевательское отношение к качеству своей работы. Как исправить эту ошибку?

Опечатки в резюме убийственны, потому что работодатель расценивает их как отсутствие внимания к деталям, как наплевательское отношение к качеству своей работы

Прочитайте ваше резюме снизу вверх, от конца к началу: изменение привычного порядка чтения поможет вам сосредоточиться на каждой строчке в отдельности. Или попросите кого-то из родных, друзей или знакомых вычитать ваше резюме.

Ошибка №2: Длина. Хорошее проверенное правило: одна страница резюме на каждые десять лет трудового опыта. Трудно ему соответствовать, не так ли? Но три, четыре или десять страниц резюме просто не будут читать. Как писал Блез Паскаль, «я бы написал вам короткое письмо, но у меня не было времени».

Свежее, предметно-ориентированное резюме демонстрирует вашу способность к синтезу, расстановке приоритетов и донесению самой важной информации о вас и вашей трудовой биографии

Свежее, предметно-ориентированное резюме демонстрирует вашу способность к синтезу, расстановке приоритетов и донесению самой важной информации о вас и вашей трудовой биографии. Размышляйте так: единственная цель резюме — получить приглашение на собеседование. Вот и все. Перед вами не стоит цель убедить менеджера по найму ответить вам «да» (для этого и придумали интервью) или рассказать историю вашей жизни (для этого есть терпеливый супруг или супруга).

Ваше резюме — это инструмент, который вы используете для того, чтобы получить приглашение на первое собеседование

Ваше резюме — это инструмент, который вы используете для того, чтобы получить приглашение на первое собеседование. После того как вы переступили порог компании, резюме не имеет большого значения. Так что сокращайте объем своего резюме. Оно слишком длинное.

Ошибка №3: Форматирование. Если вы не претендуете на работу дизайнера или художника, ваше внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы резюме было аккуратным и читабельным. По крайней мере набранное шрифтом размером не меньше 10. С отступом хотя бы на полдюйма (1,27 см) со всех сторон поля. Белый фон, черный шрифт. Упорядоченный интервал между строками, выровненные столбцы. Ваше имя и контактная информация должны быть на каждой странице.

Если вы не претендуете на работу дизайнера или художника, ваше резюме должно быть аккуратным и читабельным

Если можете, посмотрите свое резюме в Google Docs и Word, затем прикрепите его к сообщению в электронной почте и откройте его в превью. Форматирование может искажаться при переходе между различными платформами. Сохранение его в PDF — хороший способ этого избежать.

Ошибка №4: Конфиденциальная информация. Однажды я получил резюме от соискателя, работающего в консалтинговой фирме, входящей в первую тройку. В этой компании была строгая политика конфиденциальности: никогда не разглашать имен клиентов. В резюме кандидат написал: «консультирование крупной софтверной компании в Редмонде, штат Вашингтон». Отклонен!

Здесь мы становимся свидетелями неизбежного конфликта между потребностями вашего работодателя (хранить в секрете коммерческую тайну) и вашими потребностями (показать, насколько я замечательный, чтобы получить лучшую работу). Так кандидаты нередко находят способы формально соблюдать условия подписанного соглашения о конфиденциальности информации, но с точки зрения морали… они совершают ошибку.

Как минимум 5 – 10% резюме содержат конфиденциальную информацию

В то время как рассматриваемый кандидат не упомянул напрямую Microsoft, каждый понял, какую компанию он имел в виду. Мы обнаружили, что, по грубым подсчетам, как минимум 5 – 10% резюме содержат конфиденциальную информацию. Что говорит мне как работодателю, что я не должен нанимать тех кандидатов… если не хочу, чтобы информация, составляющая коммерческую тайну моей фирмы, была отправлена по электронной почте моим конкурентам.

Очень кстати здесь будет тест New York Times: если вы не хотите видеть эту информацию на главной странице NYT под вашим именем (или не хотите, чтобы ваш начальник ее увидел!), не включайте ее в ваше резюме.

Ошибка №5: Ложь. Это разбивает мне сердце. Никогда, слышите, никогда не стоит лгать в резюме. Все, включая руководителей, будут за это уволены. (Наберите в поиске: «генеральный директор уволен за ложь в резюме» — и увидите.)

Никогда не стоит лгать в резюме

Люди лгут о своем образовании (три года в колледже выдают за высшее образование), об оценке успеваемости (я видел сотни кандидатов, «случайно» округливших средний балл по успеваемости в большую сторону, и никогда не видел того, кто бы случайно округлил в меньшую), о том, в какую они ходили школу. Люди лгут о том, как долго они работали в компании, о величине их рабочего коллектива, объемах продаж, всегда «ошибаясь» в свою пользу.

Есть три большие проблемы с обманом. Во-первых, вас легко могут поймать на лжи. Для этого существует интернет, проверка рекомендаций и послужного списка, люди, с которыми вы работали в вашей прошлой компании, — все это может раскрыть ваш обман. Во-вторых, ложь будет следовать за вами неотступно. Представьте, если обман в резюме раскроется 15 годами позже, когда вы только что получили солидное повышение. Итог? Увольнение. И попробуйте объяснить это на вашем следующем собеседовании. В-третьих, наши мамы нас этому не учили. Я серьезно.

Итак, мы пробежались по тому, как можно испортить свое резюме. Не совершайте этих ошибок! Менеджеры по подбору персонала ищут лучших кандидатов, которых они только могут найти. Так как большинство соискателей допускают досадные ошибки в резюме, их кандидатуры даже не рассматриваются.

Хорошая новость заключается в том, что вы теперь знаете, как выгодно выделиться из этого большинства. Нужно просто не допускать ошибок.

Автор — Ласло Бок (Laszlo Bock), вице-президент по HR компании Google.

Оригинал публикации на английском языке