КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

Самый лучший новогодний подарок для подчиненных

Чем плохи денежные премии и корпоративы и какой подарок лучше всего сделать сотрудникам на Новый год, рассказал Пол Петрон, директор по коммуникациям VoiceGlance
21 ноября 2014, в 11:46

Я знаю, что сейчас еще даже не День благодарения (государственный праздник в США, который отмечается в четвертый четверг ноября), но многим организациям пора бы определиться с тем, какой подарок сделать своим сотрудникам на Новый год.

Существует традиционная новогодняя премия, обычай, который (возможно, справедливо) постепенно изживает себя. Устраивается вечеринка, которая может принести удовольствие и развеселить ее участников, но вместе с тем она может поставить кого-то в неудобную ситуацию и часто воспринимается скорей как приятное дополнение, чем основной бонус.

Оба варианта имеют свои недостатки, к которым я еще вернусь. В качестве альтернативы существует лучшее решение, которое позволит избежать больших подводных камней в двух вышеупомянутых вариантах. И это — неожиданный выходной.

Ни один сотрудник, где бы он ни работал, не откажется от выходного дня. Если исключить ритейл, декабрь — не самое высокопродуктивное время с точки зрения продаж для большинства предприятий, поэтому работодателю это не будет много стоить.

Проблема с новогодними премиями

Новогодние премии кажутся отличной идеей. Random House Publishing, например, дал каждому сотруднику премию размером в $5000 в 2012 году во многом благодаря массовому успеху нашумевшего романа «Пятьдесят оттенков серого».

Звучит неплохо, не правда ли? Но здесь таится одна опасность. Все помнят сцену из классической американской комедии «Рождественские каникулы», когда Кларк Грисуолд получает членство в клубе Jelly of the Month вместо традиционной щедрой премии.

Грисуолд был близок к помешательству, ведь он уже потратил деньги, которых не получал, на встроенный бассейн. И в этом-то и скрывается основная проблема: если вы выплачиваете премию, люди будут на нее рассчитывать. Так что же произойдет, если у Random House сложится не самый удачный год и издательство не сможет сделать такого щедрого подарка в следующем году? Как сотрудники будут на это реагировать?

Новогодние премии не связаны с показателями эффективности целой компании или отдельного сотрудника. В случае если год для организации будет неудачным и у вас не получится выделить премии работникам, они расстроятся этому обстоятельству гораздо больше, чем изначально были обрадованы фактом ее получения.

Любые премии должны быть привязаны к производительности. В противном случае вы провоцируете несбыточные ожидания. И большинство компаний согласны с этой позицией. Как показывают результаты недавно проведенного опроса, 59% компаний больше не выдают премии на Новый год и Рождество.

Проблема с новогодней корпоративной вечеринкой

А если устроить в качестве подарка новогоднюю корпоративную вечеринку? Это, без сомнений, хорошая идея, по крайней мере лучше, чем выплата премий.

Но и здесь есть свои нюансы и риски. Будет ли алкоголь на вечеринке? Должны ли сотрудники заплатить, чтобы пойти на это мероприятие (эта идея обычно не вызывает ни у кого восторга)? Если нет, может ли ваша компания позволить себе организовать вечеринку даже в самые тяжелые годы? Что будет, если на корпоративе произойдет нечто недопустимое (неадекватное поведение сотрудников, например)?

А прецеденты были. В качестве примера могу привести два случая, закончившиеся громкими судебными процессами, когда работник влез в драку на корпоративной вечеринке, был уволен, а затем, естественно, подал иск. Нередко эти увеселительные мероприятия оборачиваются стихийным бедствием для работодателя, когда пьяные сотрудники начинают орать песни — без музыки.

Новогодние вечеринки — это здорово, если они проходят мило и невинно и не требуют массы усилий от работодателей. Захотите устроить нечто более грандиозное, и вы рискуете нарваться на не вяжущих лыка сотрудников, судебный процесс или, что хуже всего, караоке.

Лучшее решение

Вот почему я предлагаю лучшее решение из всех возможных: неожиданный выходной. Представьте, что вы пришли в одну декабрьскую среду на работу, думая о всех тех покупках, которые вам только предстоит сделать, и о том, что нужно еще выделить время на родственников своей супруги или супруга.

И вдруг появляется ваш начальник и говорит: «Сегодня выходной» — и дарит вам целый день на то, чтобы сделать все ваши покупки. И так как это будний день, в магазине не будет народу.

Уже расправились со всеми вашими праздничными покупками? Даже лучше. Пока дети в школе или в детском саду, займитесь домашними делами, сделайте то, что давно порывались сделать, но всегда не находилось времени, посмотрите фильм, который все мечтали увидеть или лучше всего просто посидите дома и отдохните.

Затраты для работодателя минимальны. За бросающимся в глаза исключением — сферой розничной торговли — праздники значительно снижают производительность труда, более половины сотрудников будут искать подарки и совершать покупки в интернете в рабочее время. Может быть, если они получат дополнительный день, чтобы разделаться со всеми подарками, у них будет время поработать на работе.

В отличие от премий и корпоративов неожиданный выходной подойдет для большинства организаций, вы можете устраивать этот маленький праздник каждый год, независимо от того, насколько успешным он у вас был. Кроме того, в отличие от двух других бонусов, неожиданный выходной день полюбится всем сотрудникам, и вам он не обернется крупным иском.

Низкая стоимость, минимальные риски, высокая отдача. Для сотрудников и работодателей, пожалуй, лучший подарок из всех тех, которые можно предложить в канун праздника, это слова: «Просто идите домой».

Автор — Пол Петрон (Paul Petrone), директор по коммуникациям в VoiceGlance.

Оригинал публикации на английском языке