КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

8 способов вычислить коллегу-«паразита»

Как распознать сотрудников, которые разрушают рабочие отношения и подрывают моральный дух команды, рассказывает писатель и колумнист Джефф Хейден
15 декабря 2014, в 11:11
Страница

Как ни странно, но совсем не те сотрудники, которых мы привыкли считать невыносимыми, являются причиной реальных проблем.

Почему так? Если человек явно некомпетентный или недалекий, его очень легко вычислить. И так же легко от него избавиться.

Истинные проблемы появляются из-за сотрудников, которые, как кажется, вполне приемлемо выполняют свою работу… но на самом деле постепенно сводят к нулю всю производительность, разрушают отношения и подрывают моральный дух людей вокруг них.

Каким образом они это делают и как их распознать?

1. Они часто говорят: «Это не моя работа»

Чем меньше компания, тем важнее, чтобы сотрудники обладали способностью принимать решения без предварительного обдумывания, быстро адаптироваться к меняющимся приоритетам и делать все, что нужно — вне зависимости от роли или позиции — во имя достижения поставленных целей.

Чем меньше компания, тем важнее, чтобы сотрудники умели оперативно принимать решения, быстро адаптироваться к ситуации и выполнять любую работу

Даже если это означает, что топ-менеджер должен помочь загрузить грузовик или инженер — удалить пролитый растворитель. Или персонал службы бухгалтерского учета должен пройти в торговый зал, чтобы помочь укомплектовать срочный заказ. Или генеральный директор должен побыть на обслуживании горячей линии, чтобы повысить конкурентоспособность продукта в период кризиса.

Работник должен быть готов выполнить любую задачу, оказать любую услугу, о которой его попросят его коллеги — если она не нарушает этических и моральных норм и не является противозаконной. (Конечно, выдающихся сотрудников даже не нужно ни о чем просить — они сами видят проблему и подключаются к ее решению.)

По сути, когда человек говорит: «Это не моя работа», это на самом деле означает: «Мне наплевать на всех, кроме себя». Такое отношение быстро снижает общую производительность, потому что превращает сплоченную команду в разобщенную группу отдельных лиц.

2. Они думают, что они уже «свое отработали»

Вы добились больших успехов в прошлом году, в прошлом месяце или даже вчера. Мы высоко это ценим. Мы за это очень признательны.

Но сегодня новый день. Единственным критерием оценки любого сотрудника является реальный, ощутимый вклад, который он вносит ежедневно.

Единственным критерием оценки любого сотрудника является реальный, ощутимый вклад, который он вносит ежедневно

Высказывание «я уже заплатил все свои долги» на самом деле означает «мне больше не нужно усердно работать».

И вдруг, не успеешь и глазом моргнуть, другие сотрудники начинают чувствовать, что они заработали право расслабиться.

3. Они считают, что их опыта достаточно для выполнения работы

Опыт, безусловно, необходим, но тот опыт, который не приводит к улучшению навыков, повышению производительности и к огромным достижениям, ничего не стоит.

Опыт ради опыта… это просто пустая трата времени.

(Приведу пример: коллега как-то сказал нам, молодым руководителям: «Моя основная роль в том, чтобы быть вашим источником мудрости». Отлично. Потом он сидел в своем кабинете целый день и ждал, что кто-нибудь зайдет и он сможет поделиться своими знаниями. Конечно, никто из нас этого не сделал. Мы все были заняты, думая приблизительно так: «Я уважаю ваш опыт… но я хочу видеть вашу роль в том, чтобы вы делали свою работу».)

Совсем не важно, много ли лет вы отдали своей карьере — значение имеет то, сколько задач вы за это время выполнили и чего вам удалось достичь. Высказывание типа «у меня больше опыта» как бы транслирует следующую мысль: «Мне не нужно обосновывать свои решения или действия».

Важно не то, сколько лет вы отдали карьере, а то, сколько задач вы за это время выполнили и чего вам удалось достичь

Опыт (или должность) — не аргумент в споре. Здравый смысл, логика, умение разбираться в вопросе будут более весомым обоснованием — от кого бы они ни исходили.

4. Они проводят совещание после совещания

Вы провели продуктивное совещание. Обсудили все вопросы. Подняли все проблемы. Приняли необходимые решения. Все присутствующие на совещании коллеги подтвердили, что они полностью поддерживают эти решения. Пришло время действовать.

Потом кто-то организует «совещание после совещания», чтобы поговорить о вопросах, которые он не разделяет с группой. И сейчас — только сейчас — этот кто-то заявляет, что не согласен с решениями коллектива. Иногда он даже говорит своей команде: «Смотри, я думаю, что это ужасная идея… но нам сказали, что мы должны так сделать, значит мы будем это делать».

И то, как должно было все получиться, никогда не получится.

Люди, которые молчат на совещании, но высказываются против принятых решений на микровстрече после основного мероприятия, определенно должны работать в другом месте

Ждать того момента, когда закончится совещание, чтобы выразить свое несогласие, — это все равно что сказать: «Я со всем согласен… но это совсем не значит, что я на самом деле буду это делать. Я, скорее, даже буду этому мешать».

Такие люди определенно должны работать в другом месте.

Страница