Для чего нужна добровольная сертификация продукции?

Она помогает производителю привлекать внимание ритейлеров и потребителей, считает генеральный директор центра «Сертификация и качество» Алексей Торопчин
19 ноября 2014, в 13:30

«Добровольная сертификация продукции потребует дополнительных затрат, но позволит сильнее заинтересовать и ритейлеров, и потребителей. Добровольно сертифицировать можно любую продукцию, даже подлежащую обязательной сертификации или декларированию соответствия. Это делается, например, для того, чтобы подтвердить, что продукция соответствует более жестким требованиям, чем предусмотрено законом. В этом случае, помимо обязательного сертификата соответствия или декларации о соответствии, у производителя или продавца будет добровольный сертификат качества. Важно понимать, что добровольный сертификат не освобождает от необходимости иметь обязательный сертификат или декларацию о соответствии в том случае, если по закону нужно подтверждать соответствие продукции.

Добровольная сертификация продукции дает компании ряд преимуществ, в частности:

  • помогает завоевать доверие покупателей и показать, какие качества отличают вашу продукцию от товаров фирм-конкурентов;
  • может использоваться в маркетинговых целях (продукция маркируется соответствующим знаком);
  • служит дополнительным преимуществом при участии в тендерах.

Единственный недостаток добровольного сертификата – затраты на проведение сертификации, однако грамотно организованные маркетинговые мероприятия позволяют достаточно быстро окупить расходы.

При добровольной сертификации требования к продукции формулирует сам заявитель, то есть они не обязательны для этого типа продукции в целом. Вы можете включить в список критериев, на соответствие которым проверяется ваша продукция, любые разумные требования: никаких ограничений в законодательстве нет.

Как получить добровольный сертификат

Соответствие продукции заявленным требованиям подтверждает орган по сертификации. Это независимая организация, учрежденная частными лицами или государственными структурами и аккредитованная в одной из систем добровольной сертификации (самая распространенная система – ГОСТ Р). Каждый орган по сертификации специализируется на определенных видах продукции.

Кроме того, можно обратиться в сертификационно-консалтинговые центры – организации, оказывающие посреднические услуги и берущие за это дополнительную плату. Впрочем, дополнительные затраты не всегда ведут к удорожанию процедуры в целом, ведь центры организуют работы, взаимодействуют с органами по сертификации, испытательными лабораториями, аккредитованными экспертами, государственными организациями, занимающимися разрешительными процедурами (например, с Ростехнадзором, Роспотребнадзором).

В орган по сертификации нужно подать заявку и представить комплект документов. Как правило, требуются:

  • контракт на поставку сертифицируемого товара;
  • руководство по эксплуатации, паспорт, каталог;
  • ранее полученные сертификаты на продукцию, протоколы испытаний продукции и комплектующих (сырье, упаковка);
  • зарубежные сертификаты соответствия или декларации о соответствии продукции и комплектующих (если у компании есть эти документы), а также подтверждение системы менеджмента качества предприятия;
  • образцы продукции для проведения сертификационных испытаний или протоколы испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории.

Время, затрачиваемое на сертификацию, зависит от множества факторов. Если предусмотрены какие-либо сложные испытания, например ресурсные (проводятся для оценки технического ресурса и надежности), процедура может занять несколько месяцев. Средний срок работ – 1 – 3 недели.

Орган по сертификации проводит испытания, экспертизу и другие предусмотренные законодательством действия. При положительном результате всех процедур он принимает решение о выдаче сертификата соответствия, определяет его срок и периодичность инспекционного контроля».

Автор – Алексей Торопчин, генеральный директор экспертного центра «Сертификация и качество»

iBusiness.ru публикует статью Алексея Торопчина, впервые размещенную на сайте журнала «Генеральный директор»

Читать публикацию на сайте журнала «Генеральный директор»