Почему инновации, исследования и разработки — это три разные вещи

Выделенные деньги на НИОКР не ускорят появление инновационных продуктов. Инновации, научные исследования и разработки — три разных понятия, живущие своей жизнью, считает Эрик Жерве
28 ноября 2014, в 16:52

Звучит как провокация?

Возможно, немного… но, тем не менее, это правда!

Можно внедрять технические новшества, не проводя научных исследований и разработок. Можно заниматься НИОКР без всяких особенных нововведений. Так что же здесь имеется в виду?

Давайте сначала разберемся с инновациями. Само слово происходит от сочетания латинских novatio — обновление, изменение и in — в, буквально означает «возобновить внутри», то есть изменить ядро. В центре внимания инноваций — разработка «нового ядра» для пользователя. Инновации — это то, что специально создано и заточено под пользователя. Для создания инноваций требуются навыки аудирования, хорошее воображение и готовность экспериментировать — готовый продукт не обязательно масштабировать, огромные ресурсы для него также не требуются. Инновация не обязательно должна быть технологической. Придумать новый рецепт на вашей кухне — это тоже инновация!

Научные исследования и разработки (R&D) — это птица другого полета, или даже птицы, должен вам сказать.

Первая часть — научные исследования — это изучение и проработка новых научных и/или технологических областей. Они не обязательно ориентированы на пользователя и могут не привести к выработке потенциальных решений. Всего лишь идеи, которые могут или не могут быть реализованы на практике.

Вторая часть предусматривает разработку продукта или услуги после определения концепции. Это процесс осуществления программы в проектном режиме. Подавляющее большинство разработанных продуктов и услуг не являются инновационными в том смысле, что они модернизируют предыдущие решения без «изменения ядра».

Как «R»(исследования) и «D» (разработка) стали неразлучны, для меня остается тайной… учитывая то, насколько они отличаются друг от друга. Единственное сходство в том, что они часто проводятся в лабораториях сотрудниками в белых халатах.

Кроме того, объединение «R» и «D» иногда позволяет скрыть, как мало мы инвестируем в научные исследования по сравнению с разработками…

Итак, после всего вышесказанного, какие важные моменты мне хотелось бы отметить?

— Разделяйте понятия «инновации», «научные исследования» и «разработки».

— Для инноваций не нужно много ресурсов. Вам могут даже не понадобиться технологии.

— С другой стороны, вы создаете инновационный продукт не потому, что проводите исследования и/или разработки.

— Безусловно, стоит попробовать привнести новаторский дух в НИОКР… но это не решит основную проблему!

— Если вы направите свой талант на создание инновационных продуктов, пусть это будет идти отдельным направлением, не связанным с вашими научными исследованиями и разработками: возможно, R&D не потребуется, а, скорее, наоборот, инновации помогут НИОКР развиваться в лучшую сторону.

— Если вы работаете в правительстве, вам нужно понимать, что создание налоговых льгот для компаний, которые тратят больше средств на проведение исследований и разработок, не приведет к тому, что во всей стране появится больше инновационных решений… в этом случае стоит подумать о стимулировании университетов и бизнес-инкубаторов, чтобы создать благоприятную инновационную среду для молодых талантов.

Автор — Эрик Жерве (Eric Gervet), управляющий партнер в консалтинговой компании A.T. Kearney.

Оригинал публикации на английском языке