Олег Деркачев

креативный директор в NPF Creative Group

Комментарии

Новая Москва вместо столичного шика получила пшик. Образ присоединенной к мегаполису территории никак не получается сделать привлекательней. Даже подмосковные города в этом году спешно обзаводятся своими брендбуками. Скандал с Тиной Канделаки вряд ли пойдет на пользу отбрендированной ее командой территории. Надо идти в ногу со временем и маркетинговая составляющая сегодня не кому не чужда, поэтому неидеальные или даже не совсем органичные для подмосковных городов стили местная администрация старается заранее выносить на суд горожан. Это снимает напряженность и делает изначально новую стилистику родней и понятней, а разработчикам подсказывает, на правильном ли они пути. Актуальный пример: создание олимпийских символов. Изначально было много критики, но так как мы выбирали их «всем миром», персонажи в итоге прижились и даже стали популярными. Новая Москва серьезный проект и проехаться «в темную», только на административном ресурсе, похоже не получилось.

Выбор телевидения определенно оправдан, если речь идёт о возвращении «собственной» аудитории – бывших клиентов Tele2, не имевших до этого возможности пользоваться оператором в Москве. Отказавшись от медийных лиц, Tele2 декларирует экономное отношение к рекламному бюджету своих услуг. При этом многие из нас смогли насладиться 45-секундным флагманским роликом компании – при выходе на столичный рынок экономить на хронометраже даже не пытались. Присутствие в столице автоматически придает бренду статус федерального. Если посмотреть на конкурентов, то все они используют в коммуникациях лидеров мнений: Светлакова, Урганта, Нагиева, Карелина. В Tele2 решили отказаться от проверенного рецепта. В кадре – усредненный образ представителя ЦА, который «не желает переплачивать». Это самый спорный из ходов компании: почему, например, не олицетворить бренд с Павлом Волей и Ляйсан Утяшевой, одновременно добавив прагматичному подходу немного романтики? Блицкриг по форме может в итоге стать затяжным сражением за клиента – подобные примеры есть у того же «МегаФона» или Yota. Рекламное присутствие у Tele2, конечно, широкое. Баннеры на высотках, реклама в телевизоре, в метро. Средства потрачены большие – видно, что основной акционер ВТБ взялся за дело всерьез. Осталось подтвердить притязания качеством связи и тут снова вопрос: по состоянию на конец октября (начало работы в Москве), у этого оператора в столице будет значительно меньше вышек, чем у любого из конкурентов.

Если верить истории, в 1923 году Ленин в беседе с наркомом просвещения Луначарским произнес: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Похоже, история повторяется… Стиль общения становится проще и жестче! Наша культурно-криминальная столица Санкт-Петербург активно внедряет в жизнь новый стиль общения в рекламных коммуникациях, задавая тон российскому рекламному сообществу. Недолго мы жили без новорусских открыток на билбордах, на смену им приходит новый русский мат. Что это: дань времени или падение нравов? Язык наполняется идиомами. Сергей Шнуров с группой «Ленинград» стал любимым культурным явлением, их популярность не ограничивается Питером или даже границами России. Музыкальная бизнес-модель шоумена, построенная на нецензурной лексике, себя оправдала – «Ленинград» одна из самых высокооплачиваем групп, а ее лидера можно видеть в рекламе, правда, пока без мата. Как работают в этом направлении законы? В последнем интервью на Радио Свобода Сергей признался, что выступления группы запрещали в Москве и по России только при Лужкове. Cейчас же, несмотря на активные гастрольные туры, он не оплатил ни одного штрафа. Использование пограничной лексики становится все популярней на телевидении, в литературе и театре. Премьера романтического трэш-эпоса о любви и смерти «Мушкетеры» Константина Богомолова началась с обращения: «Уважаемые зрители, в спектакле вы услышите следующие слова: “Фуй” – Федор…– “Лядь” – Леонид ...». Донесение информации и градуса эмоций решается сегодня неформальной лексикой.

С точки зрения коммуникации с целевой аудиторией заказчика рекламы, возможно, это ход. Эффективной считается реклама, которая не пахнет рекламой. Вспомним ролики МММ, просто разговор двух друзей ... Эта реклама попадала в целевую аудиторию. Задача креативной группы – нащупать язык целевого ядра. То, что многие пытаются охарактеризовать как некультурный код, сегодня – код современного общения. И эта тенденция характерна не только для российского рекламного рынка, западная реклама давно использует весь словарный запас. Недавно Mercedes заставил ругаться матом даже детей в рекламном ролике электромобилей Smart: «Когда ты водишь плохую машину, ты говоришь плохие слова!». Так что это общемировой тренд на неформальные рекламные коммуникации. Вопрос, насколько он органичен для нашего национального рынка. Хочется думать, что мы все еще нация с культурными традициями и падение культурного кода – это временное явление …

Лондон — колыбель наружной рекламы. Логично именно на его улицах опробовать digital-опыт и инструменты интернет-таргетинга, достигая эффективных продаж и вау-эффекта, становясь современнее и интереснее. Обидно, когда креативная группа придумывает интересные ходы и образы, а каналы коммуникации недостаточно адресно настроены. Попытка Google вывести сетевые технологии на улицы весьма своевременна! Мы все тотально «повязаны» в сетях и наши пристрастия, ежеминутное местоположение и даже страхи легко определяются геотаргетингом, постами и запросами, нас считывают камеры, наконец. Собрав на Ватерлоо статистику за пару недель, можно определить по дням недели с разбивкой по часам портрет аудитории и смоделировать информационный поток, чтобы привлечь проходящую мимо ЦА и под неё же скорректировать рекламные сообщения. Google оперативно переводит наработки из интернет-рекламы в наружные форматы, делая информационный поток максимально органичным для текущей аудитории. Думаю, этот эксперимент позволит масштабировать наработки для внедрения по всему миру, а более адресная доставка рекламной информации монетизируется рекламодателями. Традиционная реклама проигрывает в адресности. Мы уже не мыслим жизнь без сетей, они все плотнее переплетаются с повседневным миром. Популярность инновационных продуктов подтвердила самая большая за всю историю выручка Apple. Надеемся, Yandex тоже не дремлет и готовит свое модернизированное решение для рекламодателей.