Рынок СУБД: затишье закончилось

Количество лидеров рынка операционных СУБД резко выросло в 2 раза. Что стало причиной наплыва новичков и каковы их шансы серьезно потеснить гигантов?
30 декабря 2014, в 11:59
Страница

Из года в год на мировом рынке СУБД наблюдалась достаточно стабильная картина — с большим отрывом лидировали несколько крупных компаний, оставляя других далеко позади. Согласно отчетам различных аналитиков, такое положение сложилось в 2000-х годах, когда три гиганта — Oracle, Microsoft и IBM — контролировали 80% рынка СУБД.

Еще несколько лет назад тройка лидеров была неизменна. Так, согласно отчету Forrester («The Forrester Wave: Enterprise Database Management Systems, Q2 2009»), в 2009 году ведущую группу СУБД составляли решения трех гигантов — Oracle Database, IBM DB2 и Microsoft SQL Server.

Однако в последнее время ситуация изменилась. Стремительное развитие технологий и усиление конкуренции нарушили эту стабильность — стали активно заявлять о себе новые игроки. Показательным в этом плане является сектор операционных СУБД — систем, которые подходят для обширного спектра транзакционных приложений корпоративного уровня. Отчет Gartner за 2013 год представил в секторе лидеров четыре компании: три вышеупомянутых гиганта и SAP. Однако уже в следующем году в этом секторе магического квадранта стало еще теснее: из претендентов туда перебрались InterSystems, EnterpriseDB, MarkLogic и MariaDB.

Каким должен быть лидер

Пробиться в лидеры рынка операционных СУБД способны компании, предлагающие решения, которые демонстрируют поддержку полного спектра приложений, использующих разнообразные наборы типов данных и большое число одновременно работающих с системой пользователей. Кроме того, важным для лидера является показатель удовлетворенности и качество обслуживания клиентов.

Немалое значение имеет и история компании. Так, многие игроки, попавшие в лидеры магического квадранта Gartner, представлены на рынке много лет и уже сформировали широкую партнерскую экосистему для своих продуктов. Кроме того, компании, которые успешно зарекомендовали себя в какой-либо конкретной отрасли, но планируют расширяться и осваивать другие направления, также имеют большой потенциал для роста. Работая в «своем» секторе, компания изучает этот рынок в целом, правила игры на нем, что и позволит ей в дальнейшем успешно и более оперативно осваивать новые для себя сегменты.

«СУБД, имеющая отраслевую специфику, может быть лидером в отраслевых решениях и постепенно расширять свою клиентскую базу, если для этого есть технологическая основа. Например, СУБД InterSystems Caché (корпорация InterSystems) является лидером в медицинской отрасли, но на технологиях InterSystems появляются решения и в других отраслях. Нужно понимать, для какой ниши компания разрабатывала свое решение и какие есть ограничения для тиражирования этого решения на более широкий спектр задач. Как правило, это требует дополнительных инвестиций», — рассказала Елена Семеновская, директор по исследованиям IDC.

Лидеры, как правило, являются наименее рисковыми (представляют минимальный риск) в плане производительности, масштабируемости, надежности и поддержки решений. Кроме того, характерная черта лидеров — понимание рынка и не только видение текущих потребностей клиентов, но и способность предугадывать новые тренды и инвестировать в них.

«Основные признаки лидера — это популярность среди пользователей, обширный продуктовый портфель и высокая производительность решения», — рассказал Петр Городецкий, старший аналитик Gartner. Важную роль, по его словам, играет грамотное видение игроками рынка, что позволяет максимально учитывать требования конечных пользователей.

Если говорить о лидерстве с технологической точки зрения, то оно, по оценке IDC, определяется соответствием продукта требованиям рынка (например, сейчас это возможность работы с данными в оперативной памяти или поддержка работы из облака), надежностью работы и поддержки решения, наличием в экосистеме ИТ-специалистов, которые готовы работать с этим продуктом.

«Стать лидером рынка — это комплексная задача, одно лишь наличие хорошего решения не обеспечивает ее выполнение», — считает Елена Семеновская.

Чтобы попасть в этот сектор на рынке СУБД, необходимо преодолеть довольно высокий порог.

«Участник лидерского пула должен не только предлагать функциональное производительное решение, но также располагать качественным брендом и значительными маркетинговыми ресурсами для его продвижения», — рассказал Петр Городецкий.

«Необходимо иметь высокотехнологичное решение, с которым умеют работать ИТ-специалисты, т.е. нужно не только разработать достойный продукт, но и популяризировать его среди ИТ-специалистов и заказчиков», — пояснила Елена Семеновская. Кроме того, большое значение приобрела поддержка пользователей. Сегодняшние лидеры рынка, по оценке Семеновской, имеют очень серьезные ресурсы для технологической поддержки пользователей баз данных.

Кто и почему попадает в лидеры

Восемь компаний, которые в 2014 году оказались в секторе лидеров рынка операционных СУБД магического квадранта Gartner, несомненно, имеют много общего. Но при этом у каждой из них свои «фишки», свои проблемы и разные перспективы. Рассмотрим их поподробнее.

Oracle

Безусловный лидер рынка операционных СУБД — компания Oracle — имеет самое широкое портфолио СУБД для различных целей (СУРБД, NoSQL, потокового ввода данных, мобильные и пр.), в том числе облачные, интегрированные или самостоятельные решения. Компания в 2013 году заняла первое место по общей доле выручки, согласно данным Gartner. Решения Oracle имеют большой набор функций. Кроме того, эти СУБД характеризуются высокой производительностью и доступностью.

Однако у компании есть проблемы в области маркетинга и видения рынка. Из минусов решений Oracle можно еще отметить привязку самих СУБД к некоторым проприетарным продуктам компании, высокую цену на решения, а также встречающиеся ошибки программирования. Слабый маркетинг и сложности с прогнозированием новых трендов играют на руку конкурентам, которые, используя эти пробелы Oracle, могут подтянуться к ней.

Страница