Беспилотники на службе у бизнеса

Ожидаемое в ближайшем будущем начало массового использования коммерческих беспилотных устройств уже сравнивают по степени влияния на технологический уклад с введением безлошадных перевозок на железных дорогах. Однако использование дронов станет переломным моментом не только на уровне технологий. «Это создаст не только огромные возможности для бизнеса, но и поднимет политические, правовые и этические вопросы, над которыми будут биться десятилетиями», — утверждает Питер Сингер, директор Центра безопасности и разведки для XXI века.

Беспилотники для картографии и исследований

Беспилотные устройства используются для разнообразных целей, таких как составление карт, исследование дна океана, измерение температуры или уровня загрязнения, мониторинг погодных явлений, а также наблюдение за зонами повышенного риска. Космическое агентство NASA (США) посылало беспилотных дронов для изучения шлейфа вулкана Турриальба в Коста-Рике на предмет его химического состава.

В сельском хозяйстве

По данным AUVSI (Associationfor Unmanned Vehicle Systems International), 80% первых легальных коммерческих беспилотных летающих устройств придется на сельское хозяйство. Американские фермеры с нетерпением ожидают появления альтернативы аренде самолета для облета своих участков. В то время как в Японии летающие роботы применяются на рисовых полях еще с 1990 года. Мультиспектральные камеры могут вести мониторинг за тем, достаточно ли воды в почве или не слишком ли много пестицидов. Высокая четкость изображения позволяет точно определять проблемный участок поля.

Уругвай, Аргентина, Бразилия и Австралия становятся все более сильными конкурентами США в сельском хозяйстве в том числе и благодаря менее жесткому законодательству в отношении беспилотников и активному их развитию. Правительство Мексики использует дронов не только в земледелии, но и для борьбы с незаконным оборотом наркотиков; властям Бразилии они нужны для патрулирования границ. Некоторые южноамериканские компании с их помощью контролируют строительство; для университетов они — рабочие инструменты научных исследований.

Роберту Блэру, владельцу фермы в Айдахо, собственный беспилотник позволил получить денежную компенсацию от страховой компании. Дикие животные, появившись на ферме, нанесли ущерб на $50 000. Благодаря дрону Блэр смог представить визуальное подтверждение своему заявлению.

В электроэнергетике, нефте- и газодобыче

Летающие роботы уже потихоньку начинают инспектировать линии электропередач, трубопроводов, мостов, нефтяных вышек — везде, где опасно отправлять человека или нет возможности подлететь на другом устройстве. Для пожарных это более дешевая альтернатива вертолетам.

На Аляске недавно был проведен испытательный полет беспилотника для обнаружения неисправностей нефте- и газопроводов. Миниатюрный робот, оборудованный камерой с термодатчиком, стоит около $85 000, в то время как 1 час вертолето-времени обходится примерно в $3 000. Таким образом, даже при одноразовых проектах дрон окупается очень быстро — в данном случае за 29 часов. К тому же значительно сокращается время, в течение которого становится известно о проблемах с утечками нефти или газа. Следовательно, предприятия могут более оперативно реагировать на внештатные ситуации, которые зачастую становятся главными темами в СМИ и пагубно влияют на репутацию всего бизнеса. Так, компания BP использует беспилотники с 2006 года. А их конкурент Shell — с 2005, отслеживая движение морских млекопитающих для оценки воздействия деятельности компании в морях у берегов Аляски.

Для гуманитарной помощи

В сельских районах Африки развернут проект, финансируемый фондом Билла Гейтса. Дроны доставляют лекарства и вакцины в удаленные районы, с которыми нет никакой связи, кроме как по воздуху. Планируется, что в будущем будут целые отряды беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), автономно курсирующих по регулярному расписанию.

В логистике

Такие компании, как FedEx и UPS, базируются в основном в крупных аэропортах. Технологии беспилотных устройств позволили бы им расширить свой транспортный парк, получить новые возможности для доставки грузов и документов. Кстати, Фред Смит, основатель FedEx, еще в 2009 году писал, что хотел бы использовать дрона в своем бизнесе как можно скорее: «У беспилотных грузовых самолетов есть много преимуществ для FedEx: они безопаснее и дешевле».

Для разного рода наблюдений

В Германии беспилотники, помимо того что применяются для фотографии и картографии, используются также для наблюдения за обширными солнечными фермами, промышленными комплексами, газопроводами и строительными площадками. По данным неопубликованного доклада Федерального министерства транспорта, строительства и городского развития Германии, в течение последних двух лет было подано более 500 заявок на использование роботов от предприятий, университетов и частных лиц, и большинство из них были одобрены. Например, немецкая национальная железнодорожная компания Deutsche Bahn контролирует теперь свою сеть железных дорог эффективнее, чем с помощью вертолета, в том числе в борьбе с граффити и вандализмом в депо, ущерб от которых составляет до $10 млн в год.

БПЛА немецкой полиции оснащены камерами для мониторинга футбольных матчей и протестных шествий, а также для поиска скрытых плантаций конопли. Университеты используют дронов для исследования степени уничтожения лесов и эрозии почв.

В Лондоне во время Олимпийских игр 2012 года безопасность обеспечивал в том числе и отряд воздушных роботов. Во Франции роботы помогают искать потерявшихся в горах, в Кении — в ближайшее время станут инструментом борьбы с браконьерством, а в Южной Африке послужат для сохранения численности носорогов.