Алексей Добровольский: «Летающие роботы позволяют решить задачи, которые не могут быть выполнены никем больше»

Что представляет рынок беспилотников в России сегодня и что его ожидает в будущем – на вопросы iBusiness.ru отвечает инициатор первого российского конкурса летающих роботов, директор по разработке ПО компании КРОК Алексей Добровольский.

Алексей, скажите, среди аппаратов, представленных на конкурсе, есть ли роботы, ориентированные на коммерческие задачи?

Чтобы использовать эти дроны в реальной жизни, например, при ведении антитеррористической деятельности, при пожарах или для решения каких-то коммерческих задач, надо чтобы ПО и датчики позволяли этим устройствам летать в помещениях с заведомо неизвестной планировкой и препятствиями, при невозможности предварительно проверить условия полета.

Как выясняется, это большая проблема. Мы с ней столкнулись, когда разрабатывали условия конкурса летающих роботов. Согласно правилам участникам надо пролететь очень простой лабиринт в автоматическом режиме, найти посадочную площадку, сесть на нее и вернуться в точку вылета. И все это в синтетических условиях, когда известен маршрут, материал стен и покрытий. Мы не планировали допускать участников на полигон до самого конкурса, собираясь всего лишь опубликовать чертежи. Однако после пробных полетов стало очевидно, что этого недостаточно. Потребовалось организовать предварительный доступ участников на площадку, чтобы они отладили свое программное обеспечение, настроили датчики уже в реальных условиях финального полигона.

Характерный пример – наш КРОКмэн – робот-гид, оснащенный лазерным сканером и ПО. Он свободно ездит по офису КРОК, ориентируясь в пространстве, но стоит в помещении появиться зеркалу, и миссия проваливается. Робот «уверен», что за зеркалом расположено помещение, симметричное тому, в котором находится он. Видя свое отображение, он пытается сам себя объехать. У робота пока не хватает интеллекта, чтобы понять, что что-то не так. Это решается, но пока не очень успешно и методом комбинации подходов.

Как и зачем появились первые гражданские дроны?

То, что понимает под дронами обычный человек, – это маленькое устройство с пропеллерами и с камерами. Оно появилось, когда стали широко доступны малогабаритные бортовые компьютеры, системы спутниковой навигации. Возникновение дронов прежде всего было связано с тем, что съемка с самолетов и вертолетов - очень дорогостоящее, затратное мероприятие, а иногда и крайне рискованное, если мы говорим, например, про полеты в горных условиях. Так что именно желание найти альтернативу способствовало развитию летающих роботов.

Что вы можете сказать про деятельность Федерального авиационного агентства США (FAA) в вопросе коммерческих беспилотников?

FAA работает над безопасной интеграцией дронов в регулируемое воздушное пространство, при которой в небе может находиться как управляемая, так и беспилотная или удаленно управляемая техника. Это сложный и многоэтапный процесс. Пока же общепринятый подход к использованию беспилотников таков: есть класс устройств (их условно можно назвать «радиоуправляемыми моделями»), применяемый до высоты примерно 120метрови обязательно в области прямой видимости. Высота выбрана потому, что ниже никто из управляемых аппаратов обычно не летает. А если нужно летать выше или дальше, нужно перекрывать воздушное пространство. Такая практика существует во всем мире. У нас ситуация еще сложнее: в нашей стране нет даже понятия модели, потому для каждого случая использования беспилотника нужно получать разрешение.

Не только же Штаты будут ее решать, везде, в остальных странах над ней тоже работают?

Американцы - законодатели мод. Я думаю, тот подход, который примет США, будет скопирован всем остальным цивилизованным миром.

В США сейчас складывается очень забавная ситуация с применением коммерческих дронов. Любители робототехники могут эксплуатировать свой дрон, укладывающийся в ограничения для «радиоуправляемых моделей». Одним из таких ограничений является разрешение владельца земли или объекта на полет над ним.

Но если тому же владельцу нужно сделать аэрофотосъемку над своим домом, он не сможет заплатить человеку, готовому запустить дрона над объектом, даже 1 доллара. Иначе ситуация будет классифицирована как незаконное предпринимательство со стороны владельца робота.

Каждый день в США появляется несколько старт-апов, связанных с темой робототехники и беспилотников. Рынок готовится к нажатию FAA «спускового крючка», то есть к созданию интегрированного воздушного пространства. В Европе предпринимаются аналогичные шаги.

Кто-нибудь у нас, в России, занимается подобными вопросами правового регулирования в области летающих роботов?

Существуют федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, в которых встречается термин «беспилотный летательный аппарат». В документе говорится, что применяться они должны всегда в разрешительном порядке. Это разрешение выдают органы управления воздушным движением, что фактически означает перекрытие воздушного пространства.

Редакцию правил принимали, чтобы возродить в России легкомоторную авиацию. У законотворцев была благая цель, и они ее достигли. А особенности беспилотников в этих правилах практически не учли, несмотря на существующую потребность в коммерческих дронах. И теперь технические возможности для дрона самолетного типа пролететь, к примеру, над трубопроводом 500 км, отснять фото- видеоматериал и вернуться обратно существует, а сделать это легально довольно трудно.

Беспилотники очень нужны полицейским, спасателям, пожарным. Сейчас даже по телевизору уже можно увидеть кадры аэрофотосъемки московской полиции, иллюстрирующие то, как оперативники преследуют преступников. Между тем разрешение на такой полет в Москве получить очень сложно, коммерческой компании практически нереально. Если кто и осуществляет подобные съемки, делают они это нелегально, и спасает их, скорее всего то, что о полетах никто не знает. Что касается КРОК, мы выполняем полеты на аэродроме в Мячково. Там для нас в определенное время перекрывают воздушное пространство.

С какими техническими проблемами сталкиваются производители и пользователи роботов?

Пока у недорогих дронов есть ряд ограничений, которые делают затруднительным их применение оперативными службами. Прежде всего это погодные условия. В арсенале полицейских должны быть дроны, которые ориентированы хотя бы на стандартный спектр климатических условий в конкретной зоне, городе, местности. Если в Москве типичная температура зимой -5…-15 градусов, а летом до +35, то именно на этот температурный диапазон нужно рассчитывать, если вы хотите применять аппарат хотя бы 90% времени. Аналогичные требования по ветрам. Сегодня выпускается очень мало коммерческих дронов, которые покрывают полностью эти диапазоны. Нет проблем сделать дрон, который летает при температуре от -40 до+50, просто его стоимость или стоимость его эксплуатации будут высокой.

Для массового использования дронов обычными людьми, не энтузиастами, нужно, чтобы их применение было максимально простым, чтобы не требовалось длительной предполетной подготовки. Например, дроны самолетного типа надо час готовить к запуску. Для пожарных и полицейских это в принципе не годится. Им нужно, чтобы робот буквально за 1-2 минуты был готов к пуску на объекте. Что это означает? Оборудование должно перевозиться готовым к старту, практически нет стартового комплекса, например, катапульты, не нужна взлетно-посадочная полоса. Учитывая эти требования, дрон должен быть, скорее всего, электрическим, а, следовательно, его нельзя применять в минус 40 или в дождь… Так вот накладывается множество ограничений.

К сожалению, желтая пресса и писатели-фантасты создали ложное впечатление у людей, что уже есть дроны, которые летают 200 км, все видят, сами ловят террористов, по лицам вычисляют вас в толпе, а на самом деле это не так, это фантастика. На самом деле, типичный малый беспилотник вертолетного типа летает 10-30 минут, носит с собой только видеокамеру, и при ветре в 20 м/с его уносит за горизонт.

Вернусь еще раз к теме полетов в помещениях. Все строительные конструкции в цивилизованном мире в основном железобетонные, они влияют на качество радиосвязи с беспилотником. Стоит роботу влететь на объект, и связь прерывается. Преодолевается такая проблема пока с трудом.

Какой есть вариант решения?

Некоторые компании работают над комплексами радиосвязи, которые позволяют сигналу проникнуть через несколько стен. Сейчас непонятно, возможен ли решительный прорыв в этой области. Развитие дронов для целого спектра задач в помещениях натыкается на огромное количество технических проблем. Надо преодолеть сложности с датчиками, с обработкой этой информации с датчиков, с радиосвязью, с выживаемостью роботов и т.д. И даже если какой-нибудь гений придумает радиосвязь, которая будет работать через 20 слоев железобетона, это не решит остальные проблемы. На мой взгляд, вряд ли в течение 5 лет появится автономный робот, которого можно отправить в горящий офис искать пропавшего человека. И мое личное убеждение, что массовый рынок робототехники будет связан не с летающими роботами. А с ползающими, прыгающими, плавающими.

Почему Вы тогда занялись летающими дронами?

Мы решили развивать это направление для того, чтобы разобраться в теме, научиться делать свое ПО и затем продавать его заказчикам. Ведь организация полета дрона для диагностики линии электропередач или поимки «плохих парней» – это не радиоуправляемый вертолетик на полянке запустить.

Так что же ждет летающих роботов?

Летающих роботов ждет славное будущее. Они позволяют решать задачи, которые не могут быть выполнены никем больше. 99% задач заключается в наблюдении, фотографировании объектов сверху, причем не обязательно в видимом спектре.

Когда говорят о применении дронов на Западе, речь идет о реализации задач с большей степенью эффективности или о таких задачах, которые ранее никогда не решались. Например, сейчас аэрофотосъемка с дронов используется для составления карт малых территорий – части муниципального образования, деревни, поселка, маленького городка. Таких детализированных карт сейчас нет даже в Америке или в Европе. Для того чтобы заснять отдаленную деревню, местным властям вертолет не по карману. А заказать за 500 долларов аэрофотосъемку с дрона – отличный выход. Муниципальное поселение получит точную карту, а сэкономленные средства перераспределить на другие нужды.

Заменят ли дроны людей? Как изменится рынок труда?

В некоторых случаях действительно дроны заменят людей, например, при диагностике высотных объектов. То, что сейчас выполняется классическим методом - осмотром в бинокль или с помощью альпинистов, будут делать дроны.

Появляются классы задач, которые, если и не опасны, то чрезвычайно трудновыполнимы другими методами. Например, необходимо подтащить к срезу дымовой трубы химический датчик. Если эти датчики и провода не были заложены на момент строительства, то для их установки потребуется остановить производство. Проще иногда 1 раз в неделю посылать дрон с химическим датчиком и заодно осматривать состояние трубы. Естественно, потребность в таких устройствах создает потребность в рабочих местах. Нужны конструкторы, нужны операторы, нужно производство. При появлении массовых производств резко упадет стоимость дронов. Появится новая индустрия и спрос на подготовку персонала: операторов, техников и т.д.

А пока компания может купить дрона, получить разрешение на полеты над своей территорией и использовать его для своей деятельности?

Большой рынок возникает только тогда, когда можно кому-то оказывать профессиональные услуги за деньги. Иначе это какая-то внутренняя автоматизация на коленке.

Любая отрасль начинается с того, что появляются компании, которые делают все сами, включая болты и гайки. Потом появляется специализация. Например, сейчас, выпуская микроволновку, никто не делает ее целиком. Скорее всего 90% производства компонентов находится в Китае. Пример, доведенный до совершенства – Apple. Они ничего не делают сами, кроме прогнозирования рынка, конструирования и маркетинга.

Если говорить про робототехнику, специализация только начинает развиваться. Пока правят бал производители комплексных устройств, в основном для военных, типа Boing и Lockheed Martin. Возможно у них есть подрядчики по изготовлению шасси, например. Но все «основное» они выпускают сами, включая бортовое ПО. А нишевые производители производят все сами от начала и до конца. Мы предполагаем, что по мере взросления рынка будет происходить все более глубокая специализация, и однажды рынок робототехники придет к такой же модели, как и у Apple. Будет в мире десяток компаний – конструкторских бюро, которые формируют рынок, конструируют и размещают заказы. Будут компании, которые производят отдельно air-фреймы, отдельно автопилоты, винты, полезную нагрузку и т.д. И будут отдельные компании, специализирующиеся на программном обеспечении. Алексей, спасибо за интервью.