Facebook против кликбейта

Пользователи соцсети пытаются бороться с бесконечными статьями-списками и фотографиями котят с помощью своих «лайков».

Никто не любит кликбейт. Все дружно ненавидят статьи с кричащими заголовками, за которыми чаще всего скрывается очередной идиотский тест, перечень способов похудеть или набор картинок с котятами. Множество статей, в том числе и на русском, написано о том, каким образом такие заголовки работают. Тем не менее, кликбейт живее всех живых, и никто не знает, как с ним бороться. Кроме пользователей Facebook, которые используют для этого главный инструмент – кнопку «лайк».

Участвуя в опросах, которые проводит социальная сеть, пользователи указывают на то, что предпочитают заголовки, которые четко сообщают, о чем текст. Тем не менее, это не мешает им кликать на статьи с заголовками, которые умышленно скрывают суть статьи (вроде таких), пишет Chicago Tribune, ссылаясь на Адама Моссери – вице-президента по управлению продуктами Facebook. Если считать только клики, то пользователи отдают предпочтение именно статьям с кликбейт-заголовками, отмечает Моссери. При этом пользователи проводят гораздо меньше времени непосредственно за чтением таких публикаций, добавляет он. 

Есть и еще один паттерн поведения: пользователь ставит «лайк» статье с кликбейт-заголовком, переходит по ней и тут же возвращается обратно, «забирая» при этом свой «лайк», так как чувствует себя обманутым. Не до конца ясно, насколько широко распространена такая практика, а сама соцсеть не предоставляет подробной статистики, отмечает Chicago Tribune. Но учитывая всю важность «лайков» для дальнейшей «жизни» статьи, можно говорить о том, что эффективность кликбейта все-таки ограничена.

Исследователи, которые изучали феномен кликбейта, разработали несколько теорий о том, почему он работает. Основная мысль – кликбейт-заголовки вызывают эмоциональный отклик, который мы во многом не можем контролировать. В одном из недавних исследований ученые выяснили, проанализировав несколько десятков тысяч заголовков, что чем больше название статьи нацелено на вызов позитивной или негативной реакции, тем с большей вероятностью пользователь на нее кликнет, рассказывает Chicago Tribune.

Кликбейт также воздействует на области нашего мозга, которые формируют так называемую систему вознаграждения. Наш мозг воспринимает кликбейт-заголовки как сигнал того, что через секунду вы увидите, например, супермилых котят, писал ранее журнал Wired. Логичным было бы предположить, что наш мозг получает заряд допамина после того, как вы посмотрели фотографии, но на самом деле его уровень повышается еще раньше. Психологи выяснили, что один взгляд на кликбейт-заголовок заставляет наш мозг вырабатывать «гормон счастья».

Учитывая все вышеприведенное, легко понять, почему людей так раздражает кликбейт – вы чувствуете, что совершили некое действие, которое не принесло желаемого результата, и при этом вы не в силах противостоять этому. То, что пользователи Facebook стали «забирать» свои «лайки» у кликбейт-статей, как раз говорит о том, как мало способов существует, чтобы с ними бороться, пишет автор Chicago Tribune.

Facebook уже несколько лет пытается бороться с кликбейтом. Так, в 2014 году компания изменила алгоритмы составления новостной ленты, так как кликбейт-статьи могли вытеснить собой любой другой контент. Затем социальная сеть еще раз изменила алгоритм выдачи в начале текущего года. При доработке алгоритмов Facebook руководствовался следующим показателем – чем больше пользователь проводил времени по открытой ссылке, прежде чем вернуться на Facebook, соответственно, тем более полезной для него считалась статья. 

На прошлой неделе компания изменила алгоритмы еще раз, а ее представители заявили, что не хотят, чтобы отдельные издатели заполнили новостные ленты пользователей, пытаясь привлечь их внимание всеми доступными способами.  

Вывод из этой борьбы можно сделать следующий: кликбейт привлекает внимание читателей. Задача журналистов в том, чтобы за броским заголовком скрывалась интересная статья.